13 дверей    

Лентулов Аристарх


29.01.2014 | Автор: admin

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943) — русский советский художник — авангардист, театральный художник. Преподаватель Суриковского художественного института.

«Пришельцем из Пензы, кряжистым русаком, крупным, плечистым, с раскатистым голосом и широким жестом, с воспитанием семинариста-бурсака и манерами волжского ушуйника — таким вошёл в искусство 20-го века один из «коноводов» и организаторов «Бубнового валета», известный в дальнейшем советский художник, профессор живописи А.В.Лентулов.

«Бубново-валетцам»  очень многое хотелось преодолеть. И зависимость живописи от литературы, наблюдавшуюся у передвижников, и вялость и камерность „Мира искусства», и утрату самодовлеющей ценности цвета и иллюзионизм импрессионистов, и, конечно же, бездушие академизма и пошлость мещанских вкусов. Отсюда —как вызов—такое озорное название общества и вызывающий характер выставок.

 

Нижний Новгород. Кремль.   1915  год.

Интересно и решительно преобразился архитектурный городской пейзаж в творчестве очень оригинального мастера, „бубнововалетца» — Аристарха Васильевича Лентулова . Особенно большие возможности для его поисков предоставляло ему древнерусское зодчество с его прихотливостью, живописностью, подчиненными строгой конструктивной схеме. Искусство Лентулова полно внутренней взволнованности, смещенное пространство, сдвинутые объемы эмоционально действуют на зрителя, рождая в нем беспокойство. У Лентулова есть картина под названием „Звон», и все его архитектурные пейзажи пронизаны этим колокольным гулом, в них чувствуется дрогнувшее от удара в колокол пространство. Такое тревожное, набатное состояние было характерно для русской жизни тех суровых военных, предреволюционных лет.

Уроженец Пензенской губернии, Лентулов начинал своё художественное образование в только что созданном художественном училище им. Селивёрстова, куда он поступил вместе с братом Борисом в 1898 году. Здесь же в Пензе в 1908 году состоялась и его первая персональная выставка. Пятнадцать работ Лентулова, хранящихся в галерее и относящихся к различным периодам его творческой деятельности, позволяют наглядно проследить эволюцию мастера.

                                                                                               Портрет Н.А.Соловьёва.   1908 год.

Не без влияния французских импрессионистов был создан чрезвычайно интересный портрет Н.А.Соловьёва, написанный, по словам дочери художника, в пригороде Пензы. В этой картине, несколько выпадающей из общего строя лентуловских произведений предреволюционного периода, художник продемонстрировал тонкое чувство цвета, проникновение в психологическое состояние модели, смелость и артисцизм исполнения. С подчёркнутой простотой и непринуждённостью решена и композиция портрет

                                                                                                          Эмигрантка.

                                                                                    Москва. Страстная площадь.

В канун 80-летия галереи в дар от М.А.Лентуловой поступил большой «Автопортрет» её отца и чудесный «Пейзаж».

 

Аристарх Лентулов (1882—1943) прожил жизнь, полную страстей и дерзаний. Острых конфликтов, трагедий, утонченного изящества, удали и озорства. Клокочущая жизненная стихия навсегда осталась в его работах как величина постоянная и заразительная. Это особенно очевидно выявилось на самой большой выставке Лентулова, состоявшейся в Москве в Центральном Доме художника на Крымской набережной в конце 1987 —начале 1988 года. Если бы художник был жив, ему бы исполнилось сто шесть лет. Свыше четырехсот произведений мастера еще раз подтвердили весомость его вклада в русское искусство, во всю мощь показали громадный талант живописца.

Автопортрет.   1915 год.

Когда-то живопись Лентулова считали подражательно-французской. Что ж, он любил Францию, любил искусство мастеров, которые жили и работали в Париже, дружил в молодые годы с Леже, Дереном, Пикассо, но художником-то он был очень русским, самобытным, неповторимым.

Молодой Гоголь однажды написал в письме: «До сих пор я был счастлив, но ежели счастие состоит в -ом, чтобы быть довольну своим состоянием, то не совсем». Я уверен, что Лентулов был в своем творчестве счастлив совсем. В нем всегда жила какая-то необъяснимая, полнокровная, чисто российская жизненная стихия. Таким он и предстает со своего широко известного «Автопортрета», написанного в 1915 году. Лентулову было тогда 33 года, и он был уже знаменит. Ему с удовольствием надписывали свои книги Сергей Есенин и Василий Кеменский. Он дружил с Маяковским, Волошиным, Алексеем Толстым. Художник входил в сообщество первоклассных русских талантов, составивших «Бубновый валет», — Кончаловский, Машков, Куприн, Фальк. Рождественский, Ларионов, Гончарова, Осмеркин. Вполне возможно, что перестройка в отечественном искусстве началась с расцветом этой плеяды мастеров.

«…Мы с Ларионовым долго и мучительно придумывали целый ряд названий, символизирующих цели нашего общества… наконец, решили назвать его «Бубновый валет»… Я сам, проавтор этого названия, долго колебался и волновался, пока более решительные товарищи не взяли верх, и название быстро привилось». Дочь художника, Марианна Аристарховна, добавляет к этому свидетельству уточнение: в русских гадальных картах бубновый валет символизирует молодость, горячую кровь…

С «Автопортрета» на нас смотрит этакий былинный богатырь, взгляд у него самоуверенный до предела и даже нагловатый. Походит он на зазывалу из ярмарочного балагана. Есенин называл своего друга «великая Лентулиада». Вот такую «Лен-тулиаду» мы и видим в этом портрете. Громадный человек с фиолетовой лапищей, а над ним мерцают во Вселенной звезды, которые отзываются и на одежде, очень напоминающей расшитую золотом церковную ризу. И даже в этой детали нет ничего случайного— ведь в большом искусстве никогда не бывает случайностей, они бывают в искусстве мещанском, мелочном, корыстном, угодливом. У Лентулова в работах не было мелочности. Все у него притягивало и поражало размахом — ого-го! «Какой блестящий чисто русский художник», — восхищался Грабарь. И он был прав.

Лентулов родился в семье сельского священника в Нижнем Ломове Пензенской губернии. Учился в духовном училище и духовной семинарии. Потом поступил в Пензенское художественное училище, бросил его, уехал в Киев, там продолжал учиться. Снова приехал в Пензу, продолжил занятия. В 1907 году впервые принял участие в выставке пензенских художников. Затем уезжает в Петербург, здесь занимается в студии Д. Кардовского. Самые элементарные навыки ремесла мог получить Лентулов у своих учителей—в Пензе у передвижника Савицкого и иллюстратора Афанасьева, в Киеве — у В. Менка и Н. Пимоненко. Нужно было искать свой стиль, метод, прием, «угол атаки». По типу натуры и бурного темперамента всему, чему учили Лентулова, он передавал свой ток крови. Впитывал все быстро, а на холст проливался краской по-своему. Неповторимо. Его руку всюду узнаешь.

Биография и судьба того или иного мастера — чистота его помыслов, сила души, твердость шага к намеченной цели… Все это составляет живую, многогранную личность мастера, творца. Когда знаком с художником, бываешь у него в Мастерской, разговариваешь, видишь начала и концы, наблюдаешь за самим процессом работы — личность человека, его кредо, привычки, духовный облик, внешность, манера говорить складываются в определенную модель. Иное дело, когда эту же модель нужно реконструировать по произведениям. Тут ведь не смутные неразборчивые письмена. Вместе они составляют довольно четкий, ясный, богатый подробностями портрет человека. Ты видишь, как он шел, как добивался побед, боролся с косностью, застоем, тупостью и пошлостью, страдал за правду, за выявление истины. Как он хотел понять и познать действительность, показать ее другим в своем прочтении. Своим стилем.

У Лентулова, скажем так, стиль был не традиционный. По природе Аристарх Васильевич — вечно беспокойный экспериментатор. Он проводил свои живописные опыты в каждой работе. Наш почтенный знаток этого периода русской культуры Д. В. Сарабьянов называет подобное «бубнововалетовским озорством». Очень точно сказано, ибо ясно вполне, что иной способ работы был чужд Лентулову, ему бы очень быстро наскучило жевать и мямлить, ныть и нудить, держать в руках кисть и думать о предстоящих доходах. Нет этого в его картинах. Они промыты. Чисты. В них не только широкий художественный жест, свобода и звучность. В них задор, эпатаж, свист в два пальца. И вместе с тем — утверждение чистоты идеала. Звучная живопись. Вот «Синий кувшин и фрукты» или другой натюрморт — «Самовар». 1913 год.

Самовар. Натюрморт.   1913 год.

Никаких рамок, предписаний, традиций. Декоративная, ковровая раскладка цвета. Зеленое, красное, белое, фиолетовое, голубое. Излюбленные краски наших иконописцев. Это храмовая живопись, помноженная на живое сердце художника. На то, что мы теперь называем его активной позицией.

Чемоданы.   Натюрморт.   1910 год.

Астры.   1938 год.

Есть тут экспрессионизм? Есть. Использован опыт кубизма?  Да. Учтен примитив русского лубка? Безусловно! И все вместе — радостная находка самого художника, именно художника Лентулова. Его кредо. Ему он не изменит ни за что, хоть режь его на куски.

Вот в это-то время Лентулов и отправляется в Париж. Поглядеть, поучиться, себя показать, а больше на других посмотреть. «Русский кубист» остро нуждается в ознакомлении с лучшими образцами французской и итальянской школы. 1913 год становится в жизни Лентулова переломным. Он ‘приступает к работе над огромными архитектурными панно. Изучает новый способ кладки красочного слоя. До этого он посетил Вену, Цюрих, был в Италии… В Москве участвовал в большом и горячем диспуте о современном искусстве в пользу общества «Бубновый валет». Этот диспут проводился в аудитории Политехнического музея. Лентулов создает свои панно «Москва» и «Василий Блаженный». Слово и дело идут рядом.

Василий Блаженный.   1913 год.

Лентулов с большой радостью, с каким-то особенным языческим чувством пишет солнце и звезды. Его краски как бы материализуют свет. Свет, падающий на поверхность предметов, всегда волновал художников. «Да будет свет!» — эту формулу великий Леонардо разрабатывал подробно на многих страницах своих трудов, уточняя, как нужно писать блики и рефлексы. В средние века свет был творцом вещей. Живописцы Возрождения доказали, что художник — творец света. «Делай так, чтобы облака отбрасывали свои тени на землю», — призывал Леонардо. Призыв гения был услышан, подхвачен, ибо искусство восприимчиво необычайно. Художники передают эстафетную палочку из рук в руки, тепло одной руки не перестает отдавать тепло руке другого — и посему вполне резонно заключить, что леонардовские облака по-прежнему отбрасывают свои тени на землю.

НижнийНовгород.   1915 год.

Что же до «Бубнового валета» и его эволюции как течения, которое повлияло на все наше искусство так властно, что и многие годы — да что там годы! спустя целые десятилетия — традиция бубнововалетцев оставалась живой. Ее давили, втаптывали в землю, она уходила под почву, пробивала себе дорогу в темноте, а потом снова проступала. Секрет этой живучести заключался в таланте мастеров, которые составляли ядро школы.

Ее обвиняли в слишком большой зависимости от западных течений, от французского фовизма. Была ли такая зависимость? Ровно в той же мере, как русская икона наследовала византийскую. Зависимости не было, но теснейшая связь наблюдалась. Борьба с формализмом велась целенаправленно, все корчевалось, иноземный продукт вытаптывался основательно. Но еще прежде «бубны» устроили как-то любопытную шутку: на одной из своих выставок, где были представлены русские мастера и их французские учителя, они подменили этикетки: под работами русского художника написали «дерен», а под работами Дерена написали фамилию одного из своих. И несколько критиков на такую покупку клюнули. Они резко отрицательно отнеслись к бубнововалстцам, а их коллег из Парижа рьяно хвалили. Мол, те — это здорово, добротно, хорошо, а наши — жалкие эпигоны, лапотники, имитаторы. Смеху и веселья по этому поводу было много. Дерену досталось как следует.

Аристарх Лентулов, как и его единомышленники — Илья Иванович Машков и Петр Петрович Кончаловский, настаивали на том, что их направление несет в себе чисто русские национальные начала, в частности, они даже ссылались на традиции русских вывесок. Машков распалялся не на шутку: «Можно ли смешивать русскую вывеску с какой-нибудь заграничной? То-то. Вот и считайте, что мы обогатили сезаннизм!».

От искусства требовался «зримый, конкретный, осязаемый» реализм. Лентулову это было по душе. Октябрь 1917 года совершенно не изменил его воззрений на искусство. Но вклад художника в дело революционной перестройки мира стал более весомым и значительным.

Посмотрим на события тех лет хроникально.

1917 год — Лентулов вместе с Георгием Якуловым избраны в Художественно- просветительскую комиссию при Московском Совете рабочих депутатов.

1918-й — Лентулов принимает участие в оформлении Москвы к Первомаю. Расписывает вместе с А. Куприным революционное знамя, декорирует фасады Малого и Большого театров. Пишет декорации к постановке скрябинского «Прометея» в Большом, где режиссером был В. И. Немирович-Данченко. Он создает декорации к блоковской «Незнакомке», избран членом коллегии ИЗО Наркомпроса. С этого же года становится профессором ВХУТЕМАСа по кафедре декоративной живописи, работает над декорациями к «Демону» А. Рубинштейна с режиссером А. Я. Таировым.

Затем Лентулов пишет большую серию пейзажей Ново-Иерусалимского монастыря, серию подмосковных пейзажей, городские пейзажи Москвы и множество портретов.

Портрет актрисы.   1919 год.

Во всех работах Аристарха Васильевича Лентулова — напор живописной стихии, во всех — динамика, одна и та же веселость. Не зря его называли самым веселым художником своего поколения. Он стал чаще прибегать к цветовым контрастам, его уже не устраивает плоскостное построение, он ищет новые возможности в ритмике, в пластике, в пространственной логике. Живописные средства мастера тяготеют все больше и больше к сдержанности и лаконизму. Но ощущение воздушной среды, чувственное погружение в нее у Лентулова свое, особенное.

Женский портрет.  Актриса О. В. Гзовская.   1918 год.

Стоит посмотреть подряд его работы: «Актриса О В. Гзовская» 1918 года, «Портрет А. С. Хохловой» 1919 года, «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами» 1920-го, «Пейзаж с деревьями. Четыре ствола» 1922-го, «Московские художники» 1927-го, «Набережная в Ялте» 1932 года — и сразу складывается представление о большом мастере, который знает тайны живописи и хорошо осознает, что совесть — главное орудие художника.

Пейзаж с деревьями. Четыре ствола.    1922 год.

 Все эти работы пронизаны удивительным жизнелюбием. Оно сродни мироощущению танского поэта Ли Бо, который писал:

За сизой дымкою вдали Горит закат.

Гляжу на горные хребты, На водопад.

Летит он с облачных высот

Сквозь горный лес — И кажется:

то Млечный Путь Упал с небес.

Когда я вошел в залы, где была развернута выставка Лентулова, у меня вырвалось невольно: вот это да! Такой сильной, цельной, мощной, полифонической экспозиции давно видеть не приходилось. Работы не мешали друг другу, а, напротив, встречали тебя, сомкнувшись в нерушимый строй. Это было очень праздничное, торжественное, оздоровительное зрелище — выставка Лентулова 1987 года. Я вспомнил рассказ Марианны Аристарховны о том, как к ней в гости приходил как-то Рена-то Гуттузо. Она раскатывала свернутые в рулоны холсты, а итальянская знаменитость, разглядывая залежи лентуловских сокровищ, разводил руками, ползал по полу и возмущался, что все это в рулонах, дома, а не в рамах»и не в музеях. Но время Лентулова пришло. Теперь его выставки шагают по Европе, вызывая восторг и восхищение.

А задолго до этой выставки у Лентулова была другая экспозиция. Она открылась в 1933 году к 25-летию творческой деятельности.

Тогда же в сентябрьской книжке «Нового мира» появилась на нее рецензия А. Эфроса (наши «толстые» журналы сейчас крайне редко позволяют себе такую роскошь), и весьма проницательный критик
и теоретик противопоставил сразу же Михаила Ларионова и Аристарха Лентулова, заметив, что первый истратил себя на манифесты, монологи и споры, создавал теории о том, как надо писать, а второй был все время весельчаком-практиком. Он писал много, писал всюду, выставлялся охотно. Тогда-то, пишет Эфрос, и пустили в ход о замечаньице, что Лентулов — художник несерьезный, а искусство для него — дело совести. Заметим, что для таких сплетен Лентулов основания давал. Во-первых, ч он еще молодым подписался под своей  картиной словами «Великий русский живописец». Во-вторых, в первомайские праздники он размалевал весь Охотный ряд супрематической живописью, а деревья и газон скверов Театральной площади выкрасил в неистовый фиолетовый цвет темперой. Мог бы, скажем, позволить себе эдакое солидный Кончаловский, у которого была к тому времени осанка живописного вождя? Нет, не мог. У Малевича был вид столпника, у Татлина облик великомученика, у Филонова — фигура апостола.  И современник ехидно замечает, что при  виде этих мэтров в зрителях шевелилась и какая-то тайная робость. А на круглом s лентуловском лице расплывалась во всю J ширь добродушнейшая, невинная и лукавая улыбка.

Весьма нежданно в рецензию на персональную выставку, тон которой был благожелательным и мягким, автор вдруг внес нечто, что никак не укладывается в представление об этом тонком и умном критике. Вот что написал А. Эфрос: «Две черты выдвигаются вперед: самое настоящее дарование и самая настоящая несамостоятельность этого дарования. Какой превосходный талант — и какое бабье одеяло этот талант!» Ну и пошло-поехало: у Лентулова-де и легкость мысли необыкновенная, и всеядность тоже необыкновенная, и лоскутное царство, и эклектика, и погремушки, и садится на «измы», как стрекоза, и занимается эквилибристикой кисти, сальто-мортале палитры. Дальше в статье шли уже сплошные строгости, особенно понятные нам теперь, в годы перестройки. Говорилось, что надо покрепче запирать двери от всяких экспериментов, чтобы в искусстве не чадило. Незаметно возникала и военная терминология — наш реализм будет добыт только с бою. Победителями будут те, кто сумеет глубже вглядеться в жизнь. Лучше ее отразить. Иначе-де придется выбывать из искусства совсем…

Еще дальше шел разнос в адрес «неправильных» западных художников: Пикассо невыносим, он бродит по зауми, Дюфи назывался виртуозным кондитером, Руо — творцом чудовищ. Леже, Пауль Клее, Хуан Миро, Бранкузи, Озанфан, Кандинский, Макс Эрнст и Малевич отнесены были к мастерам второго ранга (вроде осетрины второй свежести у Булгакова).

Да, такое было время, оно требовало точности и краткости. «Не хотим больше линейных лабиринтов, объемных схем, цветовой зауми. Хотим огромной жизненности тем, больших вопросов истории, заражающего мастерства форм. Хотим стоять перед современным искусством (чуть ли не навытяжку! — Г. А.), как стоят перед классиками, — волнуясь и любя. Хотим, чтобы картина была сгустком жизнесущей энергии, повестью человеческой борьбы, обобщением дел и дней». Лентулову давались ценные советы — обратиться к советской тематике, сбросить с себя оцепенение, серьезней относиться к героическим темам, к понятию «советский пейзаж», посильно выполнять социальный заказ, избавляться от неубедительной шумливости и нарочитой декоративности. Быть серьезней, не смотреть на заводские трубы, как дикарь на граммофон.
Лентулов критику воспринял, надо думать, в обычной своей манере — неунывающей. Работал в заданном режиме. В следующие за выставкой 1933 и 1934 годы он совершает поездки в Крым и на Кавказ. Продолжает серию своих пейзажей и портретов, все так же ярко и разносторонне воплощая окружающий мир.

«Сухуми. Набережная с пальмами», «Сухуми. Осень», «Залив», «Фикус на зеленом фоне», «Кисловодск. Закат» — в этих работах художник, следуя своим творческим принципам, стремится найти соответствие собственного вдохновения общей объективной живописной форме. Возвратившись из поездок, он пишет картины «Сломка старой Москвы», «Строительство метро на Лубянской площади», «Реконструкция Манежной площади», несколько работ, посвященных метрострою.

Реконструкция Манежной площади.   1932 год.

Трамвай.  Улица Москвы. Этюд.  1909 год.

Лентулов принимал участие в двух больших выставках: «Соцстроительство в советском искусстве» и «Крым и Кавказ — здравницы в СССР». Он стремится идти в ногу с жизнью, хочет добиться того, что от него ждали: чтоб картина была сгустком борьбы, обобщением дел и дней.

В 1934 году художник создает декорации и костюмы к спектаклю «Испанский священник» Д. Флетчера в МХАТ-И (режиссер С. Г. Бирман.) За эту работу Лентулов получает первую’ премию Международного фестиваля искусства театра в Москве. Такое высокое признание еще больше укрепило авторитет мастера. В те годы награды становились гарантией жизни. Лентулов пишет подмосковные пейзажи на даче в Песках, в Хорошеве. Вновь совершает поездки в Днепропетровск, Мариуполь, Донбасс, Тбилиси, собирает богатый материал для подготовки к выставке «Индустрия социализма».

Он активно работает в эти годы в театре. «Благочестивая Марта» Тирсо де Молина в Московском театре имени Ленсовета с режиссером А. Плотниковым, «Дни нашей жизни» Л. Андреева с режиссером Ю. Завадским в Ростове, «Кубанцы» В. Ротко в Ленинградском Большом драматическом театре с режиссером Б. Бабочкиным. Лентулов в этих своих работах вполне самостоятелен, самобытен, созданные им декорации ярки и выразительны. Он охотно прибегает в них к иронии, пародийности, к юмору и гиперболе. И надо отметить, что театральные произведения Ленту-* лова продолжают реализовать романтическую сущность его творчества.

Лентулов умел сочетать большую творческую работу с общественной деятельностью. Он организовал Общество московских художников и стал его председателем. В Общество входили такие видные мастера, как С. Герасимов, И. Грабарь, А. Куприн, Н Крымов, А. Осмеркин, Н. Чернышев, Б. Королев и многие другие художники, произведения которых сыграли свою роль в формировании советского искусства на его новом этапе. Идейно-творческую позицию Общества (сокращенно — ОМХ) выражала декларация: «Опыт истекших лет величайшей революции со всей убедительностью показал, что живопись может и должна развиваться как массовое искусство, как искусство, живущее для масс и черпающее в массах свои творческие силы.

Живопись не созерцание, не статическое «повторение» быта, не пассивно-натуралистическое отображение действительности я не средство только познания этой действительности, а мощное орудие творческого воздействия на мир, орудие активной перестройки жизни».
Вот когда еще наши художники думали о перестройке. Напомню: речь идет о 1928-м, а не о 1988-м! ОМХ объединил тогда бывшие общества «Бубновый валет», «Крыло», «Маковец» и ряд молодых художников.

Помимо задач художественных ОМХ ставил своей целью и задачу нравственную, объявляя борьбу всяческой художественной пошлости — «искусству тупоголовых». Не зря когда-то коллега Лентулова, Наталья Гончарова, утверждала, что художественная пошлость так же неизбежна, как процент преступности на земле, одинакова во все времена и во всяком искусстве.
Мне не довелось знать Аристарха Лентулова, хотя его человеческий облик для меня вполне четок по его картинам. Но я знал многих соратников мастера, таких, как С. Герасимов, Н Чернышев. А. Лабас, А. Тышлер, Ю. Пименов, А. Дейнека. И хочу привести свидетельство моего друга и единомышленника, художника и искусствоведа Владимира Ивановича Костина, познакомившегося с Лентуловым в 1924 году и сблизившегося с ним в 1932-м, когда он был корреспондентом «Комсомольской правды»: «Что для меня было определяющим в этом мастере, который жил и работал в эпоху небывалых революционных сдвигов? Прежде всего — любовь к жизни и сочная красивая живопись. У него ощущались в работах сильные кубистические влияния, но онш поглощались чисто русской праздничной, лубочной декоративностью, звоном ярчайших цветов, вплоть до наклейки на холсты золотой и серебряной фольги, бисера и кусочков тканей».

Лентулов одно время жил с семьей на Волге в Жигулях. Он был очарован красотой волжских просторов. Они были ему сродни. Однажды, — вспоминал Костин, — художник увидел через окно своей квартиры только еще подымающееся солнце. Ему показалось, что оно на какое-то время прикрепилось к кровлям домов, посылая теплые лучи в холодную и влажную синеву погруженного в сон города. Это состояние художник передал с большим темпераментом в картине «Солнце над крышами. Восход». Живописное разрешение на холсте борьбы холодных и теплых цветов становится надолго основной творческой задачей.

Солнце гад Патриаршими прудами. Закат.  1928 год.

И, конечно, своеобразно и сильно проявил себя художник в театре. Им сделаны эскизы к двадцати спектаклям — для Таирова, Станиславского, Бабочкина, Дикого, Завадского и других выдающихся режиссеров. Лентулов — действительно большой талант и истинно русский художник.

Да, большой талант, да, истинно русский художник, — именно это ощутили мы, посмотрев выставку Лентулова в 1987 году. Над истинным талантом время не властно.
В предреволюционную пору своей жизни Лентулов упорно искал аллегории и символы, устойчивые формы, конструкции, язык и стиль, которые могли выразить полноту жизни и переживаний художника. «Гитаристка», «Женщина с гармоникой», «Степан Разин», «Сюжет из балета» — эти работы состоят как бы из отдельных цветовых частей, они взаимодействуют, расходятся и стремятся собраться вновь. Иногда художник так и называл свои работы: «Исследование символического сходства в портрете», «Аллегорическое изображение Отечественной войны», словно подчеркивая экспериментальный характер своих пластических поисков.

Великий Октябрь произвел резкий психологический сдвиг. У многомиллионного народа словно заново открылись глаза, у него появилась новая воля к жизни, к творчеству. Великий художник XX века Сергей Коненков возгласил: «Пришел наконец светлый праздник русского искусства». Перед художниками встали новые задачи — создать образы, близкие духу народа, найти синтезы его настроений, символы его идеалов. При этом художникам была предоставлена полная свобода творить так, как они хотят, преследуя пели и задачи того вида искусства, которому они служат. В декларациях первых революционных лет подчеркивалось, что свобода творчества художников, освобожденных от власти рынка, создаст без сомнения почву чрезвычайно благоприятную для расцвета искусств.

Виднейшие художники протянули народу свои рабочие руки. Среди этих мастеров мы видим А. Архипова и В. Бакшеева, К. Коровина и В. Поленова, К. Юона, И. Репина и Р. Рерберга, А. Рылова, А. Голубкину и А. Матвеева, С. Коненкова, П. Кузнецова, А. Малявина, Н» Касаткина и многих других.

Радостно отдавали себя мастера искусства новой волнующей работе, одухотворенные надеждой, что смогут с полным правом присоединить свой труд к труду Республики.

Красный мост.    1918 год.

Любопытно проследить, как победный цвет революции — красный — доминирует в работах Аристарха Лентулова в годы Ок-
тября: «Пейзаж с красным домом», «Красный мост», «Красные лодки и железнодорожный мост», «Красные стволы», «Пейзаж с красным домом. Аллея». И это не только декларация цвета в названиях работ. Это звенящий и чистый цвет революции в сознании художника, который во весь голос выражает свою радость наступившей новизны жизни. В творчестве Лентулова того  времени наблюдается мощный взлет. Быть  может, таких высот он уже не сможет достигнуть, хотя работать ему еще предстоит  более двадцати лет.

Среди жанровых привязанностей и в эти годы в творчестве Лентулова доминирует пейзаж. Его пейзажные композиции носят характер сложного взаимодействия архитектуры и живой природы, однако теперь художник охотнее и чаще «вытесняет»  архитектуру из пейзажа, насыщая свой мир  лесами, прудами, деревьями, небесами, облаками, солнечными бликами. Лентулов зажигает во вселенной свое творческое солнце: «Закат над крышами», «Закат на Волге», «Вечернее солнце на Волге», «После  полудня», «Закат. Тула». s Это золотое солнце Аристарха Лентулова. Все его творчество — выражение сознания того, что искусство — не роскошь,  а хлеб насущный для людей, ибо только согретая искусством жизнь несет радость делает, человека человеком, дает ему силы,  вселяет надежду на будущее.

Твурской бульвар.  Страстной монастырь.   1917 год.

Улица в Сергиевом Посаде.   1922 год.

На самых первых порах формирования новой социалистической культуры шли ожесточенные споры — каким быть новому искусству, какие традиции нужны, а какие следует отбросить и забыть, нужен ли сезаннизм и кубизм, или необходим совершенно новый пластический язык… Уже тогда было ясно, что вопросы искусства осознаются в новом пролетарском обществе как фактор первостепенного государственного значения, на который обращается особое внимание и особые заботы. Мастера искусства попадают в эпицентр государственного строительства. Проведение в жизнь новых взглядов на вопросы художественной жизни страны отвечало искренним стремлениям творцов создавать летопись народных дел.

Что касается Аристарха Лентулова, то он в целой серии индустриальных пейзажей словно удерживал руку, старался не деформировать реальные формы, ему хотелось передать пафос, ритмы, краски, динамику строительства. Как это получалось — другое дело. Мне кажется, что прежней своей лентуловской выразительности и цветности художник в более поздние годы не достигал, хотя во многих других работах, обращенных к его излюбленным сюжетам, мотивам — пейзажам без индустрии, натюрмортам — мы без промедленья узнаем страстную и горячую руку мастера.

Лентулов со всей искренностью хотел понять и увидеть новое. «Я решил ехать в командировку, — пишет он в статье «Встреча с индустрией» (2 ноября 1935 года),— новая неожиданная картнна предстала моим глазам. В первый же день я жадно набросился на работу… Крупнейшие города, колхозы, совхозы, новые промышленные центры — им нет конца и края. Поистине уйма тем для современного советского художника».

Трубы, промышленные здания, величавость жизни большого порта с судами у причалов, рыбацкие парусники и военные корабли — все это будоражило фантазию художника, рождая в нем живой отклик. Удивительный, горячий темперамент Лентулова словно распирает изнутри его картины. Но, конечно, были темы, которые ему не давались. Были н е  е г о — и разве можно осуждать художника за это? Может ли бас вдруг запеть лирическим тенором?

Один наш хороший писатель нашел емкую формулу нравственной основы творчества. Он сказал, что художник дописывает на холсте, на бумаге то, что написано его жизнью. Жизнь — это первый акт творчества, а во втором акте уже невозможно изменить сюжет и героя, оставаясь естественным, не впадая в риторику. •

В лучших своих созданиях Аристарх Васильевич Лентулов — наш живой современник. Он — один из крупнейших мастеров живописи XX века.

ГРИГОРИЙ АНИСИМОВ



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Потапов Михаил

Изучал языки, искусство Древнего Египта...

08 08 2020 8:42:19

Арцыбушев Алексей

Якуб...

07 08 2020 21:40:33

Cuson

Вдохновленный Азией, Cuson наполняет свой мир таинственными восточными красавицами или войнами и волшебными мифическими существами....

06 08 2020 19:27:51

Цифровые иллюстрации Турхана Алджана (Turhan Algan)

Креативный художник из Турции Турхан Алджан (Turhan Algan) создает удивительные цифровые иллюстрации. И несмотря на нарочитую незавершенность и размытость, его...

05 08 2020 18:34:47

Стрит арт пространство в Вене

The Rabbit Eye Movement или REM – это концептуальный арт проект, основанный в Вене молодым стрит арт художником и иллюстратором Nychos в 2005 году....

04 08 2020 10:10:42

Остаде Адриан фан

Картинки эти писали художники — маленькие голландцы...

03 08 2020 11:26:30

Современная фотография повседневности от Эйлюл Аслан (Eylul Aslan)

Эйлюл Аслан (Eylul Aslan) – турецкий фотограф, которая создает произведения искусства буквально на каждом шагу. Помогает ей в этом верный фотоаппарат, с помощью...

02 08 2020 2:29:24

Йошитоши Канемаки (Yoshitoshi Kanemaki)

Новая скульптура японского художника Йошитоши Канемаки (Yoshitoshi Kanemaki) - " Каприз №2". Многоликая девушка пренебрегая законами реального мира игриво...

01 08 2020 14:23:50

BABS BABS BABS!!

Иллюстрации Babs Tarr – это безумная пин-ап бомба из героев аниме, комиксов, радуги, карамели, приключений, девушек и разного другого – сумасшедшего и яркого....

31 07 2020 23:17:39

Оригинальные фотографии со смыслом от Рози Харди (Rosie Hardy)

Молодой фотограф из Великобритании (город Манчестер) Рози Харди (Rosie Hardy) появилась на свет в 1990 году, и ещё будучи в совсем юном возрасте потянулась к...

30 07 2020 2:36:46

Власова Алевтина

Джеймс Барри П И Т Е Р П Э Н Дж...

29 07 2020 7:11:41

Фризенгоф Наталья

С...

28 07 2020 0:45:59

Cтрит-арт Бео Хейка (Beo Hake): головокружительное искусство улиц

Любите стрит-арт? Тогда вам сюда! Известный мексиканский иллюстратор Бео Хейк (Beo Hake) работает в жанре уличного искусства. Его граффити отличает прекрасное...

27 07 2020 12:51:32

Полонская Жозефина

Строго говоря, правы были инициаторы его установки, которые испрашивали у городской думы разрешение установить не памятник, а «фонтан с бюстом Пушкина» И его струи могут истолковываться как угодно...

26 07 2020 9:10:24

Василий Колотуша

Василий Колотуша графический дизайнер и иллюстратор из Украины. Вася создаёт яркие и запоминающиеся образы....

25 07 2020 11:41:29

Фантастические картины Джона Брозио (John Brosio)

Торнадо, ужи, осьминоги и черепа древних ящеров, - вот что вдохновляет художника из Америки Джона Брозио (John Brosio). Согласитесь, необычный набор....

24 07 2020 14:19:23

“Сладкие” скульптуры Камиллы Вальдез (Camila Valdez)

Любите сладкое? Аргентинский скульптор Камилла Вальдез (Camila Valdez) очень любит. Кексы, пирожное и мороженое настолько ей нравятся, что она создала целую...

23 07 2020 12:11:47

Потрясающие картины современного художника by Zak Zdrale

Потрясащие картины Зака Здрала (Zaka Zdrale) вызывают ряд противоречивых эмоций, и такого эффекта современный художник добивается сознательно, используя при...

22 07 2020 3:37:28

Розенгольц Ева

Эрьзи, А...

21 07 2020 4:20:38

Фатеев Пётр

  Основатель и духовный лидер группы « Амаравелла» ( Берег Бессмертия), в которую входили Смирнов- Русецкий, Руна, Сардан, Шиголев, Черноволенко...

20 07 2020 18:46:46

Малеина Евгения

наконец, хлеб—как итог человеческих усилий, символ жизненного благополучия...

19 07 2020 13:52:30

Ковальчук Андрей

Тютчева...

18 07 2020 22:29:11

Сюрреалистичные фотографии от Олега Оприско

Олег Оприско – современный киевский фотограф. Его работы – это череда попыток приблизиться к миру сказки и совершенства....

17 07 2020 20:24:52

Медведева Екатерина

Еще в детстве она молила Бога дать ей не похожую на другие судьбу...

16 07 2020 19:41:46

Оригинальные фотографии со смыслом от Рози Харди (Rosie Hardy)

Молодой фотограф из Великобритании (город Манчестер) Рози Харди (Rosie Hardy) появилась на свет в 1990 году, и ещё будучи в совсем юном возрасте потянулась к...

15 07 2020 0:36:58

Казенин Леонид

  Юрий Васнецов...

14 07 2020 9:49:35

Шарипова Марина

Когда разглядываешь картины молодой художницы, созданные в течение всего лишь одного-единственного года её жизни в С Ш А (« Могу уже своими картинами заполнить музей»), возникает чёткое ощущение: она на крутом творческом взлёте, очень много обещает...

13 07 2020 13:29:38

Souvenir d’un Futur

Фотограф Лоран Кроненталь (Laurent Kronental) снимает Парижские окраины, застроенные в середине прошлого века в футуристическом стиле ....

12 07 2020 1:18:16

Крандиевская Надежда

Потом в Париже у Бурделя...

11 07 2020 11:15:31

Цифровые иллюстрации Сергея Колесова (Peleng)

Необычные рисунки Сергея Колесова открывают мир, где чудеса возможны, где они неотъемлемая часть этого мира. Мистическая атмосфера этих цифровых иллюстраций по...

10 07 2020 9:25:55

Современное искусство Никола Верлато (Nicola Verlato)

Картины современного художника Николы Верлаты напоминают застывшие мгновения обезумевшего мира. Перед нами обнаженные тела. изогнутые в причудливых позах....

09 07 2020 6:45:21

Косса Франческо дель

Судьба была не особенно милостива и к самому автору и к его работам...

08 07 2020 3:54:18

Верёвкина Марианна

    Аскона...

07 07 2020 20:23:55

Сийнмаа Олев

Теория функционалистской архитектуры, представленная а статьях архитекторов Ле Корбюзье, Людвига Миэса ван дер Роэ, Вальтера Гропиуса и др...

06 07 2020 6:34:10

Картины Скотта Нейсмита (Scott Naismith)

Шотландский художник Скотт Нейсмит (Scott Naismith) пишет удивительные картины. Небо, море, горы, восходы и закаты, узкие долины и спокойные озёра, его пейзажи...

05 07 2020 8:51:58

Огата Корин

Ирисы...

04 07 2020 4:40:22

Психоделические картины Алекса Гросса

Американский художник Алекс Гросс создает оригинальные картины, очень образные и ироничные....

03 07 2020 14:27:21

Оуэн Дэйви: простые иллюстрации на житейские темы

Иллюстрации, напоминающие кадры из мультфильмов тридцатилетней давности – конек художника Оуэна Дэви....

02 07 2020 23:22:52

Кузанян Павел

С большой силой эти черты творческого лица художника проявились и в его экслибрисах...

01 07 2020 1:30:54

Халиль Али

Защитим Родину...

30 06 2020 23:46:38

Остроухов Илья

Киселева, И...

29 06 2020 9:47:44

Пастернак Леонид

    « Наверху мастерская отца...» В Э Т О Й строке из поэмы Бориса Пастернаке « Девятьсот пятый год» есть прямой и вполне реальный автобиографический смысл...

28 06 2020 3:42:55

Милый пин ап от Мелиссы Баллестерос

Жанр пин-ап иллюстрации довольно популярен на сегодня среди художников – иллюстраторов, одним из таких художников является очаровательная Мелисса Баллестерос...

27 06 2020 0:39:42

Присекин Сергей

Он был истинным героем Отечественной войны...

26 06 2020 16:46:24

Митрошин Виктор

И...

25 06 2020 2:45:10

Крайнев Василий

Вачнецова, К...

24 06 2020 10:28:24

Миннуллина Асия

Памятник «миллионеру из трущоб»...

23 06 2020 8:42:13

Викланд Илон

  Создавала иллюстрации к произведениям Астрид Линдгрен...

22 06 2020 5:57:43

Оссовский Пётр

) Учился в Суриковском институте у С...

21 06 2020 13:36:42

Балашов Андрей

Идея мемориала принадлежит сотрудникам Фонда Егора Гайдара, друзьям и детям политика — Петру и Марии...

20 06 2020 23:37:48

Cоколова Анастасия

Их работы по достоинству оценены местными властями — получили статус памятников архитектуры...

19 06 2020 8:27:11

Живопись и скульптура: тандем Луи Трессера и Бери Идри

Когда мужчина и женщина образуют союз, подкрепленный не только любовью, но и творчеством, в нем могут зародиться совершенно невероятные вещи. Примером такого...

18 06 2020 8:38:29

Баранов Леонид

Выставка в столице, получившая название « Диалоги с историей» — не первая в ряду юбилейных Так, зимой аналоговая состоялась в Вологде, тоже предоставившей Баранову обширное историческое пространство, а затем искренне удивившейся тому, сколь выразительно и нетрадиционно можно инсталлировать скульптурные композиции в старых стенах...

17 06 2020 0:33:57

Левек Клод

В уходящем уже сезоне 2009/10 парижане заполучили феерическую мировую премьеру хореографии, музыки и инсталляции в одном спектакле...

16 06 2020 2:48:55

Хомер Уинслоу

Уинслоу Хомер был современником гражданской войны в С Ш А  , побывавший на её фронтах, его карандашные рисунки, по которым позднее были сделаны популярные гравюры,— документальные свидетельства той эпохи...

15 06 2020 1:58:16

Яркий сюр Майкла Пейджа

Современный художник-сюрреалист Майкл Пейдж (Michael Page) проникает в хитросплетения подсознания создавая яркие метаморфозы эмоциональных образов, идей и...

14 06 2020 8:54:29

Пахомов Александр

« Золотой дворник» Нет никаких сомнений в том, что премия « Российский коммунальный стандарт» внесет важный вклад в развитие отрасли и послужит более тесному и продуктивному взаимодействию органов власти и местного самоуправления предприятий Ж К Х...

13 06 2020 14:22:16

Клюев Олег

В народе этого пса прозвали Константин, что в переводе с греческого означает «верный»...

12 06 2020 22:27:50

Косолапов Александр

Один из родоначальников соц-арта...

11 06 2020 18:28:27

Кашина Надежда

Ещё прадед её — Кесарь Кашин славился своим иконописным мастерством...

10 06 2020 19:27:36

Хоусон Питер

Пишет на религиозные, военные темы, портреты...

09 06 2020 14:28:56

Оригинальные арт-иллюстрации Майкла С. Хейс (Michael C. Hayes)

Майкл С. Хейс трудится в качестве фрилансера-иллюстратора и вполне доволен своей жизнью. На его ярких иллюстрациях достаточно часто изображены девушки,...

08 06 2020 15:30:45

Хакенбек Хильдегард

В нем сначала последовательно наносят тонкие цветные слои известково-песчаного, известково-цементно-песчаного или цементно-песчаного раствора на архитектурную плоскость...

07 06 2020 9:59:24

Иванов Сергей

Прянишникова, Е...

06 06 2020 22:26:31

Яркие иллюстрации Кари Брукса (Kari Brooks)

Современный художник из Германии Кари Брукс (Kari Brooks) рисует отличные цветные иллюстрации. Яркие краски, необычные образы, демонстрирующие чувство цвета и...

05 06 2020 13:56:42

Море Саманты Смит

Картины американской художницы Саманты Кели Смит (Samantha Keely Smith) - это живопись переживаний и эмоций. Волнующееся море на её полотнах шумит и...

04 06 2020 10:31:52

Andrew B. Myers

Эндрю Би Майерс (Andrew B. Myers) создаёт яркие минималистичные фотографии, вмещающие множество концептуальных сюжетов....

03 06 2020 21:27:50

Оп де Бек Ханс

На этот раз в галерее можно увидеть «5 скульптур» бельгийского художника Ханса Оп де Бека...

02 06 2020 15:58:40

Опухлый Кирилл

        В свой первый приезд в Ульяновск московский художник Кирилл Опухлый обошелся без картин...

01 06 2020 6:34:20

Монори Жак

П...

31 05 2020 3:49:34

Кузминскис Йонас

                                                            Иллюстрации к повести В...

30 05 2020 0:34:54

Эми Джадд: мифология женской красоты

Британская художница Эми Джадд (Amy Judd) пишет удивительные картины, вдохновляясь творческими отношениями между животными и женщинами....

29 05 2020 2:59:23

Тумасян Камо

Работы находятся в частных собраниях в С С С Р и за рубежом...

28 05 2020 17:45:20

Современный испанский художник Пако Помет (Paco Pomet)

Испанский художник Пако Помет (Paco Pomet) рисует фотографии, однако к фотореализму вовсе не стремится. Его главная цель - изменить какую-либо деталь реально...

27 05 2020 5:12:19

Нечволодова Нелли

...

26 05 2020 10:57:13

Крыжевский Ян

Организатор общества « Чёрный Ящик»...

25 05 2020 16:30:42

Колыханова Людмила

Совсем иное дело — освоение ступеней в искусстве...

24 05 2020 19:15:10

Шаров Андрей

и у Силицкого С...

23 05 2020 3:41:24

Тюбке Вернер

Высшее образование попучил в знаменитой лейпцигской Школе графики и книжного искусства, а затем изучал живопись и психологию в университете Грайфсвальда С 1952 года Тюбке работал в Центральном доме любителей искусств в Лейпциге, а в 1954-м он становится членом Союза художников Г Д Р В год разрушения Берлинской стены, в 1989 году, Вернера Тюбке избрали вице-президентом Союза художников Г Д Р Для кого-то падение режима стало трагедией, но только не для Тюбке...

22 05 2020 3:29:57

Яркие фотографии Джулии Тротти

В кругах профессиональных фотографов Джулия Тротти (Julia Trotti) известна как талантливый специалист своего дела, она создаёт по-настоящему чувственные и яркие...

21 05 2020 0:35:26

Наскалов Игорь

Открыв двери мастерской, я увидела боярышню...

20 05 2020 0:31:10

Роллер Андреас

С 28-ми лет служил декоратором  в российских   Императорских театрах...

19 05 2020 15:38:40

Коробков Денис

Многие ли слышали о художнике Иване Горюшкине- Сорокопудове? Исправить этот досадный недостаток попытался пензенский художник Денис Валерьевич Коробков (1982)...

18 05 2020 22:15:20

Оригинальные картины Сары Джонкас (Sarah Joncas)

Необычные девушки молодой и талантливой художницы из Торонто Сары Джонкас (Sarah Joncas) не похожи ни на кого другого, и одновременно с этим похожи на всех...

17 05 2020 3:12:47

Яркие герои Даниэлы Улиг

Даниэла Улиг (Daniela Uhlig) рисует весьма оригинальные иллюстрации, её творческий принцип – каждый персонаж должен быть индивидуален, а каждый образ – обладать...

16 05 2020 5:27:43

Бакай Анастасия

В прихожей квартиры семейства Бакай гостей встречает большая цветная свинка из папье-маше...

15 05 2020 19:30:35

Пархоменко Любовь

  « Мне крупно повезло в жизни, я научилась ценить и понимать красоту человеческого ума»...

14 05 2020 9:14:59

Хид Мартин

Гроза над заливом Наррагансет...

13 05 2020 14:54:54

Тимирёв Владимир

Причем донос на него написала мать девушки, которую он любил: она смертельно боялась, что дочь свяжет свою судьбу с «пасынком Колчака»...

12 05 2020 21:37:15

Фэнтези-иллюстрации Мин Яма (Min Yum)

Австралийский художник Мин Ям (Min Yum,творческий псевдоним bumskee) рисует необыкновенные фэнтези-иллюстрации, приоткрывая двери в таинственные миры, темные и...

11 05 2020 12:38:20

Молинари Александр

был знаменитым художником портретистом в миниатюре...

10 05 2020 11:14:14

Кало Фрида

Нойола не собирался ни перепродавать собрание, ни экспонировать его за пределами Латинской Америки...

09 05 2020 19:15:58

Хальс Франс

Св...

08 05 2020 14:21:40

Басалыга Михаил

Работает в технике офорта, линогравюры...

07 05 2020 10:55:34

Кваренги Джакомо

При Павле I — Александровский дворец в Царском Селе...

06 05 2020 3:54:29

Четверкин Александр

И причем еще более откровенного признания... Саша Четверкин учится на первом курсе филологического факультета педагогического университета...

05 05 2020 7:12:20

Чередник Константин

Да и не хочется врать: сколько можно?...

04 05 2020 22:46:17

Комеч Алексей

Недаром в юности он разрывался между выбором двух дорог: искусствоведа и исследователя музыки...

03 05 2020 23:32:26

Фантастические концепт-арты Виктора Мингеза (Victor A. Minguez)

Фантазия Виктора Мингеза не знает границ! В его мирах обворожительные девушки-воины сражаются против монстров в единении с невероятными роботами. Впрочем, сюжет...

02 05 2020 9:24:20

Баранов-Россине Владимир

Окончив училище, поступил в Петербургскую академию художеств, но через год был отчислен по банальной причине — за непосещение занятий...

01 05 2020 11:45:39

Австралийский современный фотограф Лиза Соргини (Lisa Sorgini)

Работы современного фотографа из Австралии Лизы Соргини (Lisa Sorgini)- это поэзия случайности, красота момента. Каждую свою работу Лиза воспринимает как...

30 04 2020 21:27:53

Деревянные скульптуры Вилли Вергинера (Willy Verginer)

Cовременный итальянский скульптор Вилли Вергинер (Willy Verginer) создаёт невероятные скульптуры из дерева. Играя с пространством и цветом, художник создает...

29 04 2020 4:10:14

Харламов Алексей

В 10 лет получил вольную...

28 04 2020 17:52:41

Куинджи Архип

Рерих, А...

27 04 2020 15:33:35

Титов Ярослав

Прослеживая творческий путь Ярослава Викторовича Титова, вспоминая его произведения, отразившие героику первых пятилеток, ратные подвиги советского народа во время минувшей войны, хочется рассказать и о том, как много труда он вкладывал в работу над своей самой любимой темой — темой спорта...

26 04 2020 14:16:47

Шишков Матвей

  Ученик Роллера...

25 04 2020 8:29:55

Савинов Глеб

  Учился в Ленинградском институте живописи скульптуры архитектуры...

24 04 2020 19:22:26

Портреты людей на крутых рисунках Генриха Улдалена (Henrik Uldalen)

Cовременный креативный художник Генрик Улдален (Henrik Uldalen) работает в жанре гиперреализма. Его оригинальные арт-работы вполне возможно спутать с настоящими...

23 04 2020 14:46:25

Короленко Евгений

Почти полвека прожил в Комсомольске-на- Амуре...

22 04 2020 10:18:36

Рок и вампиры в креативных иллюстрациях Стива Морриса (Steve Morris)

Если вы на одной волне с фанатами вампирской темы в искусстве, то мимо потрясающего иллюстратора Стива Морриса (Steve Morris) вы точно не пройдете. Всевозможная...

21 04 2020 17:47:57

Чорос-Гуркин

Исследователи его наследия гордо именуют себя гуркинистами — по аналогии с пушкинистами, знатоками творчества Пушкина...

20 04 2020 15:34:46

Каргин Анатолий

Как ни странно, голые цифры в бесконечно творческой работе художника приобретают некий магический смысл...

19 04 2020 4:35:41

Лермонтов Михаил

Учился в Московском университете...

18 04 2020 16:16:14

Хроменков Владимир

Преподаёт в детской художественной школе г...

17 04 2020 15:47:48

Реалистичная живопись Зарины Форман (Zaria Forman)

Зарина Форман (Zaria Forman) создает захватывающие картины. Она рисует айсберги, прибрежные волны, и шторм. Каждая картина настолько реалистична, что кажется...

16 04 2020 3:34:35

Загадочные фэнтези-иллюстрации Уайли Беккет (Wylie Beckert)

Иллюстрации Уайли Беккет (Wylie Beckert) - это микс фэнтези, приключений и виртуальных миров. Талантливые и крутые рисунки этой художницы-фрилансера не дадут...

15 04 2020 3:47:39

Мхеян Ашот

И вот теперь, пополнив коллекцию новыми работами, он снова решил порадовать горожан...

14 04 2020 2:17:52

Ноговицын Николай

Ломоносов в химической Лаборатории...

13 04 2020 20:13:11

Самая счастливая в мире собака

Знакомьтесь, это самая счастливая в мире собака, её зовут Глута (Gluta). Её удивительная история восхищает и дарит надежду всем отчаявшимся, а её улыбка...

12 04 2020 2:47:26

Котел Нина

Выставка Нины Котел « Отделять и связывать» в московском филиале лондонской «Ravenscourt» серьезной галереи, работающей прежде всего на антикварном рынке, но в России «опустившейся» и до современного искусства, небольшая (под стать подвальчику в арбатском Гагаринском переулке), но вполне представительная...

11 04 2020 7:14:32

Калле Пол

Мощь...

10 04 2020 8:46:32

Волшебные иллюстрации от американской художницы Sakimi Сhan

Вам когда-нибудь доводилось подойти к миру фэнтези настолько близко, чтобы почувствовать дуновение ветра? Если нет, то вам стоит взглянуть на красочные...

09 04 2020 10:59:33

Козлинский Владимир

Добужинского, Л...

08 04 2020 4:41:24

Черно-белые фотографии Сильвии Грав (Silvia Grav)

Сильвия Грав (Silvia Grav) создаёт невероятные арт-фото. В ее работах нежность переплетается с безумием, а боль одного человека возрастает до масштабов...

07 04 2020 18:32:29

Пясецкий Павел

Брал уроки живописи у П...

06 04 2020 16:10:23

Фэнтези-иллюстрации от Уилла Мураи (Willian Murai)

Иллюстратор Уиллиан Мураи (Willian Murai) умело комбинирует в своих работах традиции комиксов и компьютерных игр в жанре фэнтези. И теперь, сотрудничая с...

05 04 2020 21:19:40

Мацкевич Андрей

Фантазируя вместе с компьютером, художник увидел прежде всего ландшафты древнейшей земли в океане: побережья, горы, обширные пляжи и плато, долины, все...

04 04 2020 22:18:19

Ким Донг

Работа художника Ким Донга по манере исполнения напоминает кисть французского мастера Фернана Леже...

03 04 2020 1:27:15

Арт-живопись современного американского художника Орландо Санчеза (Orlando Sanchez)

В 2010 году американский художник Орландо Санчез (Orlando Sanchez) отправился в путешествие для того, чтобы понять, чем именно он хотел бы заниматься всю свою...

02 04 2020 5:45:11

Светличная Ольга

Сурикова...

01 04 2020 10:41:15

Подмаркова Татьяна

Шестую выставку за три месяца своего существования провел арт-центр «XI комнат»...

31 03 2020 3:38:21

Реалистичные фэнтези-иллюстрации Кристины Захожай

Кристина Захожай – современная русская художница, увлекается цифровой живописью (а точнее занимается ей на профессиональной основе), и рисует умопомрачительные...

30 03 2020 11:56:41

Оригинальные рисунки современной художницы Чарли Боуотер (Charlie Bowater)

Художница Чарли Боуотер (Charlie Bowater) с детства обожала диснеевские мультфильмы, на своем официальном сайте девушка признается, что «детство словно...

29 03 2020 15:20:26

Окунь Александр

  2005 год...

28 03 2020 9:52:54

Канторович Лев

Сначала он делал это кистью и красками — рисовать было пристрастием с детства, а потом и пером...

27 03 2020 22:38:30

Нестеров Михаил

Но Нестеров — это и неукротимые, творчески окрыленные характеры советского времени: мыслители и гуманисты,— в них воплотилась эпоха созидателей, борцов...

26 03 2020 5:34:40

Колоярский Александр

Концепция развития и реконструкции Центральной площади (в Центральном районе Толльятти) была одобрена на заседании Градостроительного совета еще в 2000 году...

25 03 2020 8:41:30

Коллинз Чарльз

особенности прерафаэлитизма — плоское моделирование, изображение украшений, вышивок...

24 03 2020 15:23:16

Оригинальные иллюстрации от израильского художника Ассафа Бенхаррочи (Assaf Benharroch)

Израильский иллюстратор Ассаф Бенхарроч (Assaf Benharroch) достаточно известен на родине как художник мультипликационных мультфильмов. Однако сейчас он...

23 03 2020 17:24:49

Martine Johanna

Мартин Йоханна (Martine Johanna) - голландская художница из Амстердама. Окончила Академию Искусств в городе Арнхем со степенью магистра. Свои картины Мартин...

22 03 2020 3:30:57

Конёнков Сергей

Беклемишева...

21 03 2020 13:49:45

Бабкина Ульяна

2017 | Автор: admin Бабкина Ульяна Ивановна (1888-1977) — народная мастерица из под Каргополя...

20 03 2020 11:28:19

Кравченко Алексей

Иванова, К...

19 03 2020 4:40:35

Магдесян Эммануил

В годы учения в Академии художеств начинающий художник постоянно ощущал благотворное влияние и помощь И...

18 03 2020 23:14:23

Позитивная Ади Гудрич

Яркие и неординарные арт фотографии от музы из Лос- Анджелеса....

17 03 2020 13:58:17

Чуйкова Мария

Фрагменты из дневника»...

16 03 2020 21:49:48

Стрит-арт Джеймса Калинда (James Kalinda)

Джеймс Калинда (James Kalinda) – итальянский уличный художник. Большинство своих работ он размещает в заброшенных местах, где его и без того мистичный арт...

15 03 2020 22:41:47

Киселёв Виктор

Комаровка Майнского района Ульяновской области, навсегда остался верен своему учителю Аркадию Пластову как в творчестве, так и в дружбе, не изменил он и своей малой родине, променяв московскую мастерскую на домик в деревне, где родился и вырос...

14 03 2020 9:23:10

Каноппи Антонио

После пожара Москвы работал в Петербурге...

13 03 2020 14:42:51

Интересные фото Дэвида Зодера (David Szauder)

Немецкий художник венгерского происхождения Дэвид Зодер (David Szauder) - создатель уникальной серии интересных фото под названием “ Неудавшиеся воспоминания”....

12 03 2020 9:23:33

Еще:
Современное искусство -1 :: Современное искусство -2 :: Современное искусство -3 :: Современное искусство -4 :: Современное искусство -5 :: Современное искусство -6 :: Современное искусство -7 :: Современное искусство -8 :: Современное искусство -9 ::

Все о современном искусстве. Смотрите, читайте, наслаждайтесь.