13 дверей    

Серебрякова Зинаида


18.11.2014 | Автор: admin

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967) — выдающаяся русская художница. Родом из-под Харькова. Из известнейшей семьи русских художников Бенуа-Лансере. Ученица художника О.Браза.

Автопортрет.   1911 год.

В этом доме — и не в одном поколении— всегда жили искусством. А уж рисовали, пожалуй, почти все. Поэтому, когда маленькая Зина Лансере увлеченно что-то зарисовывала на листах бумаги или даже бралась за акварельную кисточку,— взрослые не обращали на это ни малейшего внимания. Прапрадед Зины по материнской линии — Катерино Кавос — был родом из Италии, музыкант; он автор симфоний, опер, балетов, дирижер императорских театров Петербурга. Прадед, Альберт Кавос — архитектор, один из строителей Большого театра в Москве и многих зданий в Петербурге; родной дед, Николай Бенуа— зодчий, академик, председатель Петербургского общества архитекторов. Отец Зинаиды— известный скульптор  Евгений Александрович Лансере, его работы — исполненные в бронзе сцены из жизни киргизов, башкир, украинцев, черкесов, русских— известны.

Автопортрет с яблоком.    1887 год.

Зинаида Лансере, по мужу Серебрякова, не раз говорила о том, что от отца унаследовала любовь к жизни простых людей, к поискам верного бытового жеста, к передаче этнографических подробностей при изображении персонажей, их быта.

 Портрет крестьянина И.Д.Голубева.   1914 год.

После смерти отца Зина жила у деда, Николая Бенуа, где царила творческая атмосфера, а духом искусства была проникнута сама обстановка дома.
Столовую украшали исполненные ее матерью Екатериной, бывшей воспитанницей классов Академии художеств, портреты родственников, в комнатах стояла антикварная мебель работы старинных мастеров, гравюры с картин Леонардо да Винчи, прекрасная копия «Король пьет» Иорданса, сепии Гварди, многочисленные акварели и архитектурные проекты. В доме постоянно собирались известные люди: Бакст, Сомов, Нувель, Нурок, Философов, Дягилев. Они говорили о новом, молодом искусстве, которое вытесняет уже изживших себя передвижников. На маленькую Зину с ее страстью к рисованию внимания не обращали, но она все перенимала…

Она легко научилась работать акварелью в два-три цвета, добиваться чистоты, красоты тона и многому другому. И, когда в 1901 году, после окончания Коломенской женской гимназии в Петербурге, ее мать, заботясь о художественном развитии дочери, без каких-либо «целевых установок» отдала ее в руководимую И. Е. Репиным частную художественную школу княгини М. К. Тенишевой, известной меценатки и знатока искусств, Зина была готова к занятиям по разработанной Репиным программе. Там много внимания уделялось школе рисунка, пластике формы и закономерностей ее построения, усвоенных от великого русского педагога Павла Петровича Чистякова. Проучилась Зинаида всего два месяца — школа вскоре закрылась. Но именно здесь она впервые изучила пластическую анатомию, рисовала с гипсов и обнаженной натуры, подошла к пониманию основ реалистического рисунка. И какой смелой чувствовала она себя в Италии, куда ее увезли из-за плохого здоровья. На Капри Зина уверенно рисовала все, что представлялось взору: горные пейзажи с богатой растительностью, море с прибрежными камнями, узкие, залитые солнцем улицы, дома, интерьеры комнат, где они жили, кухню, натюрморт на обеденном столе… Так что справедлив был известный критик Сергей Эрнст, утверждавший, что акварельные этюды, сделанные Зиной Лансере в эти месяцы, по совершенству техники представляют собой вполне профессиональные работы будущей художницы.

И только тогда родные поняли, что надо продолжать художественное образование Зины. С 1903 года она два года занималась в мастерской О. Э. Браза, где всегда стояла обнаженная натура. Зинаида приходила раньше всех и уходила позже, выполняя множество бесценных для художнического навыка натурных штудий.

По совету Браза «видеть общее», а не рисовать «по частям», юная художница избегала «мелочности» в воспроизведении формы. Жесткой линией резко очерчивала силуэт фигуры, уверенно-энергичной косой штриховкой выявляла объемы. В обучение «по Бразу» входило также копирование картин в Эрмитаже. Требовалось не только изучать приемы» письма старых мастеров, моделировку формы, композицию, колорит, но и вникать в творческий замысел автора, осознавать содержание образа… Она выбирала в Эрмитаже самое трудное для копирования — «Девушку с серьгой» Рембрандта, тициановские образы. Подолгу простаивала перед «Персеем и Андромедой» Рубенса, плененная красотой и звучностью колорита, сверхсмелостью композиции.

 

И опять-таки не без влияния Браза писала портреты близких, знакомых, а в имении деда Нескучное— «простую» натуру: кухарку Домну, нищего слепца Лукьяна, босоногого пастушка в рваном, явно не по росту, армяке…

Нищий.  (Лукьян из села Весёлое)    1912 год.

Два листа из этой серии были потом репродуцированы на цветных открытках Общиной св. Евгении (Попечительный комитет о сестрах Красного Креста, первым начавший это важное для народа дело и получивший высокое одобрение русского общества).
В 1905 году Зинаида Евгеньевна вышла замуж за инженера-путейца Бориса Анатольевича Серебрякова. В свадебное путешествие они отправились в Париж. Зинаида Евгеньевна мечтала поступить там в школу-мастерскую Коларосси. Но устроиться удалось в студию с громким названием — Академия де ля Гранд Шомьер, которая по своим педагогическим принципам была близка к школе Браза. Посещая занятие, она работала много и упорно, подражая импрессионистам,— в тонкой колористической гамме, сочетавшей серовато-голубоватые тона.

 Париж.   Люксембуркский сад.   1930 год.

Пробовала себя и в вошедшей тогда в моду декоративной манере. Но, кроме улиц и пригородов Парижа, ее внимание привлекали крестьяне, работавшие на скотном дворе и на полях во время покоса и уборки хлебов. Зарисовывала сараи, телеги, домашний скот. Быт французского крестьянина напоминал ей Нескучное, а может быть, это подсознательное предчувствие темы, которая станет потом главной в творчестве, его вершиной. Один из исследователей писал о Серебряковой: «Эти альбомные наброски по своей тематике настолько близки к ее ранним работам, что, когда их просматриваешь, создается впечатление, что художница и не уезжала за границу, как будто и не прерывалась ее жизнь в Нескучном».

Серебрякова говорила о себе, что у нее не было учителей — только занятия в мастерской. Но наступил момент, когда искушенная публика узнала, что могут означать такие занятия при огромности таланта. В начале января 1910 года в редакции журнала «Аполлон» открылась для узкого круга посетителей небольшая выставка современного женского портрета. По словам устроителя Сергея Маковского, она должна была показать «по возможности новые произведения наших мастеров кисти и, вместе с тем, работы молодых, мало или совсем не выставлявшихся художников». Рядом с такими признанными портретистами, как Серов, Врубель, Сомов, Кустодиев, выступили никому дотоле не ведомые художницы — С. Бодуэн де Куртенэ и З. Серебрякова. Еще до открытия выставки во вступительной статье каталога отмечался «большой красочный темперамент» Серебряковой.

Затем выставка прошла в Москве и снова в Петербурге. Были представлены почти все «мэтры» и многие, только заявлявшие о себе, живописцы: Петров-Водкин, Ларионов, Павел Кузнецов. Серебрякова выставила четырнадцать произведений.

За туалетом.   (Автопортрет).    1909 год.

Ее работы оказались для публики неожиданными. «Автопортрет» («За туалетом»), «Крестьянка» («Молодуха»), пейзаж «Зеленя осенью» сразу же были приобретены Третьяковской галереей. Это наивысший успех. Вспомним, как отец молодого Нестерова, недовольный выбранным сыном жизненным путем, поверил в него только тогда, когда сам П. М. Третьяков купил у Михаила «Пустынника»…Серебрякова рассказывала о своей работе: «Лето мы всегда проводили в Нескучном. Осенью… я решила остаться с детьми… еще несколько месяцев, но не в Нескучном, а на хуторе (в имении моего мужа рядом с Нескучным), где дом был маленький, и его можно было протопить легче, чем большие, высокие комнаты Нескучного. Мой муж, Борис Анатольевич, был командирован. Зима в этот год наступила ранняя, все было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, повсюду сугробы, выйти нельзя,— но в доме на хуторе тепло и уютно, я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

Позже А. Бенуа посвятил Серебряковой почти целиком одно из своих Художественных писем: «Зинаида Серебрякова выставляет в первый раз… Ныне она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее… «Автопортрет» Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное…» И продолжил о других работах: «Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством. Все они веселые, бодрые и молодые… И деревенские парни, и студенты, и комнаты, и поля — все у Серебряковой выходит ярким, живущим своей жизнью и милым… Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем… Как само лицо, так и все в этой картине свежо… Здесь нет и следа какой-нибудь модернистской утонченности. Но простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной».

Портрет писателя Г.Чулкова.    1910 год.

Портрет О.К.Лансере.   1910 год.

Автопортрет в шарфе.    1911 год.

Уверившись в своих силах, Серебрякова продолжала писать портреты, решая все новые цветовые задачи, и постепенно подошла к главному в своем творчестве. А ведь то была пора «всеобщего мучительного шатания», по определению С. Маковского. Но Серебрякову это не коснулось, она несла в себе накопленный с детства «бодрый реализм», как говорил А. Бенуа, пожелавший ей и в дальнейшем «такими же простыми глазами глядеть вокруг себя и передавать эту радующую видимость».

Баня.   1913 год.

Серебрякову всегда интересовали крестьяне, их простой, непритязательный быт. Картина «Баня» — это первая ее поэма о русской женщине-крестьянке. Как всегда, сотни натурных зарисовок, вариантов композиции, поиск поз. И вот они перед нами— русские Венеры. Величавым покоем, торжественностью, правдой красоты и правдой жизни веет от полотна. Немногочисленные бытовые детали— струи воды, ткань простыни— как бы врезаются в холст фрагментом.

Беление Холста.   1917 год.

Беление холста.   Наброски.   1916-1917 годы.

Затем появились еще две работы, уже о крестьянском труде: «Жатва» и «Беление холста». В них— десятки, если не сотни, подробностей. Мужики жнут пшеницу, крестьянки вяжут снопы, работают граблями, пробуют еду деревянной ложкой, когда варят под открытым небом кондер (пшено) в огромных котлах, пьют воду из боклуха, несут огромные караваи хлеба… И вот золотисто-красно-синяя «Жатва». Краски приглушены, сглажены (впрямь, фреска по сырой штукатурке!). Всего-то четыре фигуры: две женщины стоят— одна с граблями на плече, другая с заплечной кожаной сумкой, и две сидят, готовя скромный полдник…

Сидящая крестьянка.       1914-1915 годы.      Этюд к картине «Жатва».

Крестьянка с квасником.   1914 год.

Но прежде чем все это написать, художница побывала в Италии и Швейцарии, где написала множество пейзажей, испытывая на прочность и тонкость свои возможности. Поздним летом 1914-го она вернулась домой, где ее встретили хмурые и растерянные мужские лица, причитающие солдатки и ревущие девки.
В 1918-м незаконченная «Жатва» сгорела в Нескучном, уцелела лишь часть подготовительного материала, натурные «вживе» этюды. И все же она восстановила ее.

В то время, когда, казалось, мир рушился — война, революция,— картина «Беление холста» со спокойной уверенностью славила труд и человека в его вечной связи с природой. Снова красное, синее, зеленое, многотоновое белое.

В последний год жизни художницы советский академик Д. А. Шмаринов напишет: «У нас много говорят о монументальности, зачастую абстрагируя это понятие, противопоставляя его понятиям жизненности, эмоциональности, непосредственности. Серебрякова — подлинный монументалист, мастер большой пластической формы, композиционной построенноенности. Но все эти качества соединяются в ее творчестве с той поэзией правды, увлеченностью жизнью, которые преображают ее работы в подлинный гимн душевной красоте человека».

Да, найдено и осуществлено главное, теперь только работать и работать. Но… «вся жизнь в один день переломилась». В Харьков, куда семейство переехало после гибели Нескучного, возвращается Борис Анатольевич и, заразившись в дороге сыпным тифом, умирает.

Зинаида Евгеньевна после скудного житья в Харькове (там для заработка она рисовала педагогические пособия для Харьковского археологического музея при университете — красочные таблицы культур каменного века, скифов, хазар, славян) переезжает с матерью в Петербург. Поселились в пустовавшей квартире деда Н. Л. Бенуа. В этом же доме жили Александр Бенуа со своей семьей и Альберт Бенуа. Убитая горем вдова оказалась среди близких родных людей, которые поддерживали ее.

В Петербурге она получила телеграмму о назначении ее профессором Академии художеств. Но по состоянию здоровья о преподавании в Академии не могло быть и речи. В 1921 году Серебрякова поступила на службу в мастерскую наглядных пособий, а академический паек позволил хоть как-то существовать и «продолжать заниматься искусством».

В эти годы в творчестве художницы появляется новая тема: праздничная серия пастелей — портреты танцовщиц и балетные жанровые сцены.

Балерина.   1922 год.

Балетная уборная.   1923 год.

Но заработка все равно не хватало. Тянулась безрадостная жизнь, «где каждый день только острая забота о еде (всегда недостаточной и плохой) и где заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимре». Александр Николаевич Бенуа, уже обосновавшийся с семьей в Париже, звал племянницу к себе.

Весной 1924 года в Америке открылась большая выставка художников СССР, в которой участвовала и 3. Е. Серебрякова. На вырученные от продажи двух картин деньги художница решила ехать в Париж— найти заказы, устроить выставку, а уж затем вернуться на Родину. Но заказов оказалось скудно мало, с устроением выставки возникли непреодолимые финансовые проблемы, и, собственно, возвращаться домой было не с чем. Вскоре к Зинаиде Евгеньевне приехали двое ее детей. Сначала младшая Екатерина, затем Александр. Впоследствии они стали интересными художниками: Александр Борисович работал как художник-декоратор, акварелист, он мастер художественного архитектурного макета; Екатерина Борисовна — в жанре живописной миниатюры. Екатерина Борисовна взяла на себя все хозяйственные заботы, чтобы дать матери возможность творчески работать.

Если бы Зинаида Евгеньевна вела дневник, то о сорока годах, прожитых ею в Париже, мог бы сложиться печальный роман — о путах, державших художницу вдали от Отчизны и родных, о том, как одна за одною рушились творческие мечты и замыслы, достойные ее дара.

Скажем лишь об одной самой радостной странице. В мае 1928 года в Брюсселе была устроена художественная выставка, приуроченная к открытию Дворца искусств. Русский отдел представляли мастера старшего и молодого поколений. И русские не только понравились,— как писал С. Маковский,— но, по общему мнению, были намного «лучше всех»… О французах и швейцарцах никто не говорил, а говорили о Левицком, Брюллове, Александре Иванове, Бенуа, Сомове, Добужинском, Серебряковой, Яковлеве, Шильтиане, Бушене и многих других современниках.

Серебрякова обрела в Бельгии почитателей. Один из них, барон Броувер, не только заказал ей портреты жены и дочери, но и предложил поездку на месяц в марокканский город Мараккеш, близ которого у него были плантации. Таких поездок было две.

Марокканские дети.   1928 год.

Мальчик- музыкант.   1928 год.

«Теперь,— вспоминала художница,— и не верится, что я была там, в этой чудесной стране, где такая радость для глаз!! Меня поразило все здесь до крайности— и костюмы разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь. Жизнь в Мараккеше тоже фантастическая — все делается кустарным образом, как должно было быть тысячу лет тому назад… Ведь там все было, как в «античном» мире,— ничто не изменилось: ни одежда, ни типы». Она работала с упоением. И когда сделанная ею многолистовая серия пастелей предстала на выставке в Париже, то успех был по тамошним меркам ошеломляющий, никогда художница не достигала такой виртуозности в технике пастели.

Александр Бенуа писал: «Пленительна серия марокканских этюдов, и просто изумляешься, как в этих беглых набросках, производящих впечатление полной законченности, художница могла так убедительно и точно передать самую душу Востока. Одинаково убедительны как всевозможные типы, так и виды… Люди такие живые, что кажется, входишь с ними в непосредственный контакт, точно знакомишься с ними». Критик из «Фигаро» высказывается еще восторженнее: «Выставка г-жи Серебряковой доставила мне чрезвычайное удовольствие широтой тематики и мастерством исполнения… Это одна из самых замечательных художников. Она воспроизводит местный колорит Феса и Мараккеша с подлинной достоверностью, просто и деликатно, сохраняя при этом всю силу обаяния изображаемого… В ее Востоке нет ничего общего с крикливыми рыночными куклами, которых Анри Матисс называет одалисками… У г-жи Серебряковой живописный темперамент подкреплен глубоким и упорным изучением натуры. Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше. И как мы должны быть довольны, что среди окружающих нас посредственностей можно встретить талант такой величины». В архиве еще хранится безымянная газетная вырезка, где говорится о нескольких выставках Серебряковой: «Духовно чувствуется связь Серебряковой с истоками русской поэзии, и кажется, что муза Пушкина благословляет ее прекрасные полотна. Особое внимание привлекают ее прекрасные портреты. Найти в человеческом лице отблеск его духовной сущности и связь с создавшим его по образу своему может только художник, любящий натуру такой любовью, какой любит ее Серебрякова. И в этом коренная связь ее с основами русского искусства и с духом русской культуры».

И тем не менее работы Серебряковой почти не покупались, торговая мода на абстракционизм поглощала все. А в годы войны и после заказов практически совсем не поступало.

И как награда за все страдания и мытарства в 1965 году состоялась встреча ее искусства с возлюбленным Отечеством, с которым душевные связи она никогда не могла оборвать. На Кузнецком мосту в Москве открылась первая послереволюционная выставка Зинаиды Серебряковой, продолженная затем в Киеве и Ленинграде. Но приехать на Родину художница уже не смогла…

19 сентября 1967 года пришла из Парижа печальная весть о ее кончине.

Человек большого и яркого дарования, высокой культуры, разносторонних познаний в области искусства, литературы, музыки, Зинаида Серебрякова по праву занимает достойное место среди младшего поколения художников «Мира искусства». Все ее творчество было связано с мыслями и мечтой о России, и именно России принадлежит все лучшее, что было ею создано.

Эльвира Попова

 

Известно, как Анна Ахматова переживала: из шестнадцати рисунков, подаренных ей Модильяни, сохранился один. И то не самый ню.

Казалось, пропали, и все. И вдруг — прошлой осенью рисунки всплыли. Из какой-то частной коллекции, в Италии, на выставке. Из небытия. Как? Откуда? Рисунки были экспроприированы в послереволюционной России — а дальше?

Это один только случай: судьбы у картин вообще непонятны. Пожалуй, всех их детективных поворотов и тайн не выследишь… По крайней мере так было до последнего времени. Стояла гробовая тишина, шуршали музейные тапочки, все было по полочкам. Здесь национальное достояние, а все остальное было зачислено в пропащие либо существовало в странном полулегальном состоянии «где-то», у недобитых частников или властителей-коллекционеров… И вдруг за пару-тройку лет студень зашевелился. Вдруг полез, как тесто, целый пласт неизвестной культуры. Не всего, выясняется, Айвазовского мы видели, не всего Левитана знали. Картины ползут, как карты из рук шулера.

Впрочем, у чудесного появления такой вот россыпи есть объяснение прозаическое. В обиход вошло понятие «художественный рынок». И начались такие приземленные штучки, многочисленные аукционные дома стали делить сферы влияния, обозначилась конкуренция, наметились лидеры.
И вот — высокое и светлое искусство прильнуло к этому низменному и прагматичному депу, как к форточке за глотком. Забулькала новая жизнь живописи. Вот на выставке Альфа Арт появился один из вариантов Васнецовского «Витязя на распутье». Третьяковка отхватывает «Трефового тузе» Ивана Пуни. Пиросмани, от которого осталось две сотни работ, вышел с «Пасхальным барашком»…

В появившемся только что на свет роскошном альбоме собрано все то, что предложил Альфа Арт рынку за год. Имена первой величины — Саврасов, Шишкин, Перов, Сомов, Кустодиев, Врубель, Серебрякова,

Автопортрет.

Лентулов, Гончарова, Фальк. Рядом — менее известные музейным зевакам, несправедливо забытые Беггров, Виллевальде, Клевер, Досекин, Тихов.. На самом-то деле происходит очень важная вешь, не оцененная, пожалуй, обывателем, потрясенным мелькающими суммами. История искусства вдруг обретает свою многомерность, насыщенность, сложную кровеносную систему. За металлическим хрустом имени Фаберже открывается масса других имен. Первыми, естественно, это отметили музеи (не только столичные), вступившие в напряженную неравную борьбу с новыми (и старыми, впрочем) коллекционерами.

Но даже если картина не попала на музейный гвоздик — она «поймана», прошла экспертизу, ее маршрут помечен. А из вышеизложенного вытекает простая, не укладывающаяся в голове обобществленного гражданина мысль: не только и не столько от национализации и экспроприации выигрывает отечественная культура.

Такое оживление нашего художественного рынка замечено мировым арт-бизнесом. Ситуации, при которой «Сотби» с «Кристи» могли бы спокойно приезжать к нам, не замечая конкурентов, теперь уже нет. Данные о торгах Апьфа Арт теперь регупярно включаются в авторитетнейший справочник «Майер». (К слову, за текущий год в международном каталоге собраны сведения о 2 700 аукционах, проходивших в мире, о 80 тысячах продаж, о 50 тысячах мастеров). Ведущий на сегодня российский аукционный дом, в свою очередь, представляет «Майер» у нас: в наших непривычных музеях начали интересоваться тем, что в мире происходит, какая там сегодня конъюнктура. Без полной и точной информации об арт-рынке вдруг стала невозможной нормальная жизнь художественного мира — мира, который, по справедливому замечанию Владимира Ильича, оказался очень даже продажным.

Что же остается, таким образом. Искусству в этом мире, зажатом между высоким, духовным и земным, материальным? То же, что и всегда: стенать, метаться, разрываться. На то оно и искусство.

Игорь ВИРАБОВ.

 

 

 

В МОСКОВСКОЙ галерее «Дом Нащокина» с особой пышностью открыли выставку Зинаиды Евгеньевны Серебряковой — русской художницы, чьи работы в последние годы уходят с торгов аукционного дома Сотби за фантастические суммы.

Спящая девочка на синем.   1923 год.    Фрагмент.

В галерее представлены рисунки и живопись не только из государственных музеев России, но и из частных собраний, увидеть сокровища которых практически невозможно, однако организаторам экспозиции удалось их заполучить. На выставку отдали свои раритеты Третьяковка, Русский музей, театральный музей имени Бахрушина, музей-заповедник «Петергоф», музей личных коллекций ГМИИ имени Пушкина. Специально для этой выставки в Москву привезли творения Серебряковой из собраний Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Новосибирской картинной галереи, Калужского областного музея, музеев Одессы и Рыбинска.

Директор галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова — человек страстный. Она, «разок влюбившись» в какого-нибудь художника, готова горы свернуть, лишь бы устроить не просто выставку, а панегирик творцу. И к собственно полотнам мастеров всегда добавит что-то такое, чего, казалось, найти искусствоведу практически невозможно. Прошедший год подарил посетителям «Дома Нащокина» две выставки-сенсации — обе посвящены женщинам, перевернувшим в сознании обывателя систему ценностей и приоритетов. Одна была посвящена мятежной Фриде Кало, вторая — Мерилин Монро. А этот сезон открыли не кем-нибудь, а Серебряковой. Причем показали экспозицию, которой впору позавидовать любому крупнейшему музею.

Феномен Серебряковой — сколько бы о ней ни писали искусствоведы — пока еще не изучен. Возможно, интерес к ее наследию связан и с личной трагедией художницы — красивой, страстной и фантастически работоспособной. Одна из лучших представителей «мирискусников», Серебрякова была единомышленницей также и Серова, Кустодиева, Нестерова, Коненкова, всех тех мастеров, которые после первой русской революции сосредоточились на поисках идеального человека, стараясь забыть о реалиях тогдашней России, — реакции властей, растерянности интеллигенции. После 1910 года Серебрякова вместе с Петровым-Водкиным, Кустодиевым, Сарьяном протестует против отрицания художественного наследия, старается вернуть осмысленность своим поискам прекрасного и находит этот смысл в утонченных полотнах Венецианова, создавшего иллюстрированную историю крестьянского быта. Художница черпает вдохновение в поэзии простой жизни и при этом часто обращается к традициям итальянского Возрождения. Ее автопортреты, бытовые зарисовки, портреты детей и крестьян пронизаны гармонией, когда идеальная красота возвышает реальную жизнь, а не противостоит ей. Строгая академичность сочетается с венециановской лирикой игры светотени и выдержанностью цветовой палитры. Даже уехав на Запад, Серебрякова продолжает работать в собственной манере «здорового реализма».

Юлия Малахова.

 

На выставке можно увидеть эскизы и панно племянницы Александра Бенуа Зинаиды Серебряковой, в том числе эскизы панно для Казанского вокзала (1915—1916 годов)

Эскиз панно для Казанского вокзала.   1915-1916 годы.

и аллегорические панно ню, созданные для виллы барона де Броуэра. покровителя искусств, промышленника и большого поклонника творчества Серебряковой, которые никогда не показывались в России. Работы Серебряковой — это всегда тонкое чувство линий и глубинный эротизм. И каждая из них — это немного автопортрет. Кроме того, в экспозиции выставки около 40 работ кисти Серебряковой из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, музея-заповедника «Петергоф».

 

Спящая натурщица.   1941 год.

Купальщица.   1911 год.

Короткими, залитыми слепящим солнцем зимними днями 1909 года в загородном доме усадьбы Нескучное писала Зинаида Серебрякова автопортрет, известный под названием «За туалетом». Писала для себя. Уж очень был звонкий морозный день, от света которого искрились и переливались всеми цветами даже безделушки на столе. И она сама — молодая, счастливая, полная надежд и задора. Рука невольно потянулась к краскам — захотелось остановить счастливый и прекрасный миг! Старший брат, Евгений Лансере, уже известный художник, увидев автопортрет, настоятельно посоветовал отправить его на предстоящую выставку в Петербург. И вот в 1910 году на VII выставке «Союза русских художников» (тогда в это объединение входили члены распавшегося «Мира искусства») рядом с произведениями Валентина Серова, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анны Остроумовой-Лебедевой впервые экспонировались произведения Серебряковой.

Бенуа писал о картине «За туалетом»: «Здесь… истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное». По единодушному мнению работы двадцатипятилетней дебютантки заключали в себе все то, чем замечательно отечественное искусство. Три ее произведения, в том числе автопортрет, были приобретены Третьяковской галереей. Так стремительно вошла в большое искусство замечательная русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

«Я до сих пор помню, какое сильное впечатление на меня произвели ее прекрасные лучистые глаза. Несмотря на большое горе (она недавно похоронила горячо любимого мужа) и непреодолимые трудности житейские — четверо детей и мать! — она выглядела значительно моложе своих лет, и ее лицо поражало свежестью… Глубокая внутренняя жизнь, которой она жила, создавало такое внешнее обаяние, противиться которому не было никакой возможности» — так вспоминала Г. И. Тесленко, добрый друг художницы, о первой встрече с ней, состоявшейся в 1920 году. Все это отразилось в автопортретах. Многие из них — своеобразные новеллы, в которых искрится яркая одаренность художницы. Одни вещи решены преимущественно живописными средствами, через гармонию контрастных цветов. Другие — линией, по-серебряковски виртуозно-точной, подвижной.

Всю жизнь художницу привлекали люди труда, атмосфера, в которой они живут, природа, которая их окружает. Она писала курских крестьянок, мастеровых, итальянских виноградарей, французских рыбаков. Вглядываясь в лица, запечатленные на полотнах Серебряковой, невольно отмечаешь их характерную особенность: люди словно застигнуты художницей в момент счастливого душевного равновесия. Они — носители высокой духовной энергии в ее творчестве.

За обедом.     1914 год.

Особое место в живописи З. Серебряковой занимает детская тема. Кто не знает часто репродуцируемую картину «За обедом» (1914), в которой воплощен удивительно трогательный образ детства. По глубокому знанию детской души художницу можно поставить рядом с Валентином Серовым.

Портрет дочерей художницы.   1921-1922 годы.

Автопортрет с детьми.   1921 год.

Катя в голубом у ёлки.   1922 год.   Фрагмент.

Портрет В.И.Рыбаковой в детстве.   1923 год.

Мало кто может соперничать с Серебряковой и по количеству работ, посвященных детям. Видимо, только материнство способно так одухотворить искусство и до конца обнаружить натуру художницы — нежную, тонкую, любящую.

Поступление дочери Татьяны в балетную школу стало поводом для работы над темой балета, захватившей Серебрякову на годы. Много времени она провела за кулисами Мариинского театра, создавая серию портретов замечательных балерин Л. Ивановой, М. Добролюбовой, набрасывая пастелью танцовщиц, готовящихся к выходу на сцену. Что больше всего привлекает в композициях, посвященных театру? Пожалуй, даже не то, что изображено, а само восприятие художницей балета как удивительного, полусказочного мира. Перламутрово-розовые, серебристо-серые, голубые тона пастели (черного цвета ее палитра не знала) — все это создает возвышенное настроение.

Деревья у реки.    1914 год.

Пейзаж Серебряковой — прекрасный мир, родной и близкий человеку. Не случайно многие портреты она писала на фоне природы, созвучной состоянию портретируемыОсобенно вдохновляла Серебрякову природа Нескучного. Поля, увиденные с пологих холмов, речка Муромка с прибрежными травами и деревьями — все это радостно переносилось на бумагу. Темперные краски, положенные жидко, тонким слоем, создавали каждый раз новый образ. Работая с натуры, художница и в этюдах видела природу очень цельно. Ее вещам свойственна при исключительном чувстве детали высокая степень обобщения. Можно говорить об их филигранной отделке. Смена цветовых планов, широкие развороты пространства — характерные черты ее работ. Как вспоминает дочь Т. Б. Серебрякова, художница «никогда не выходила из дома без бумаги и красок. Но масляными красками пейзажи не писала…». Действительно, темпера позволяла раскрывать в цвете большие участки изображения, игнорировать ненужные мелочи, обладала только ей присущей звучностью.

Катя с натюрмортом.   1923 год.

Селёдка и лимон.   1923 год.

Малоизвестная область творчества замечательной художницы — натюрморт. Возможно, причина этого кроется в огромной популярности ее полотен на крестьянскую тему, портретов, пейзажей. С какой убедительной материальностью, тонким пониманием красоты простых предметов написаны туалетные коробочки, флаконы, булавки в «Автопортрете» 1909 года, фаянсовая и глиняная посуда, румяные булочки в картине «За обедом».

Морские раковины.   1952 год.

В последние годы жизни, когда Серебряковой трудно было покидать мастерскую, она сосредоточенно писала натюрморты. Один из многочисленных примеров — «Морские раковины». Расположив дары моря на переднем плане, художница как бы приглашает нас подивиться вместе с ней изяществу словно светящихся изнутри перламутрово-розовых, серебристо-сиреневых и золотистых раковин, богатству цветовых нюансов, игре света. Мастерство, с которым исполнена вещь, невольно заставляет вспомнить голландских живописцев XVII века.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова была человеком высокой духовности и исключительного таланта. Ее отличала цельность художественного мировоззрения, что в полной мере нашло воплощение в произведениях, исполненных гармонии и совершенства. Серебрякова одна из продолжателей традиций русской реалистической школы, которые берут начало в творчестве ее любимых мастеров — Ореста Кипренского и Алексея Венецианова. Это и позволило ей занять почетное место в истории отечественного искусства.
Е. РЫБАКОВА Журнал «ЮХ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Врубель Дмитрий

Для тех, кто не хочет расставаться с ним ни на один день в году, художники Виктория Тимофеева и Дмитрий Врубель приготовили подарок — календарь под названием « В В Пх12», презентация которого прошла в бизнес-центре « Царев-сад»...

08 08 2020 14:25:33

Художественной фотографии Джона Якобсена (Jon Jaсobsen)

“ Когда я был маленьким, я хотел стать космонавтом. Теперь я вырос и сам создаю вселенные”. Так о своем творчестве говорит молодой чилийский художник Джон...

07 08 2020 13:17:21

Клуэ Франсуа

  Писал портреты, миниатюры, композиции на мифологические темы...

06 08 2020 2:29:48

Ретро-футуристические миры Тодда Бакстера

Фотографии Тодда Бакстера (Todd Baxter) напоминают кадры из сюрреалистичного кино - загадочны настолько же, насколько непредсказуемы....

05 08 2020 12:28:32

Врубели Сергей и Ян

В завязавшейся потасовке мужчина получил черепно-мозговую травму, а дочь Маргарита Манукян схватила кухонный нож и несколько раз ударила им одного из нападавших, после чего преступники бежали...

04 08 2020 18:14:42

Эротические фотографии в стиле сюрреализма от Макса Сауко (Max Sauco)

Фотограф из России, известный под псевдонимом Макс Сауко (Max Sauco), создает необычные фото-иллюстрации, выполненные в стиле эротического сюрреализма....

03 08 2020 8:41:27

Невероятный фэнтези-арт by Ruan Jia

Китайский художник Ruan Jia работает с компьютерной графикой. Его работы можно смело назвать одними из самых профессиональных среди подобного рода иллюстраций....

02 08 2020 9:21:47

Присекин Сергей

Он был истинным героем Отечественной войны...

01 08 2020 18:39:41

Бенуа Николай

Публика расселась по своим местам, смолкли последние разрозненные звуки оркестра...

31 07 2020 12:44:13

Неврев Николай

Окончил Московское училище живописи ваяния зодчества...

30 07 2020 14:36:52

Панкратов Иван

Да, это можно понять...

29 07 2020 23:35:19

Теребенев Иван

Он проявил интерес и склонность к живописи, но академическое руководство определило его в скульптурный класс, где учеников было недостаточно — решение, характерное для казенной и официальной обстановки в Академии...

28 07 2020 1:13:33

Рисунки девушек от американской художницы Натальи Фабиа (Natalia Fabia)

Современная художница, проживающая в Калифорнии Наталья Фабиа (Natalia Fabia) родилась в Польше. Может быть именно поэтому её гиперреалистичные картины содержат...

27 07 2020 19:28:22

Франкаланча Рикардо

   1928 год...

26 07 2020 9:14:36

Тиховодов Александр

А женившись на ней, сам написал уже двести ее портретов...

25 07 2020 17:56:48

Нечитайло Василий

Репина, родился и провел детство в селе Воронцово- Николаевском Ростовской области...

24 07 2020 11:25:27

Полисский Николай

Замечательный художник Полисский Николай Владимирович (1957)  умудрился, не растеряв профессионального мастерства, превратиться в некоего Макаренко от искусства, приобщая к нему тех, кто только в школе читал про акведуки, зиккураты, средневековые карнавалы (хотя про масленичные празднества знал не понаслышке)...

23 07 2020 16:22:46

Менделевич Исаак

Чкалову в Нижнем Новгороде...

22 07 2020 18:25:22

Филатчев Олег

Стажировался у Г...

21 07 2020 10:34:10

Граффити Исаака Махоу

Испанский стрит-арт художник Исаак Махоу (Isaac Mahow) известный предприниматель в своей стране. Он занимается тем, что создает граффити-рисунки по заказу своих...

20 07 2020 8:16:54

Петров Михаил

М...

19 07 2020 8:45:32

Ле Дантю Михаил

Жанровая сцена...

18 07 2020 18:59:52

Берто Жак

 12 июля 1789 года...

17 07 2020 18:57:42

Фрагонар Жан-Оноре

Фрагонар предстает перед нами то лириком, то рассказчиком...

16 07 2020 14:52:52

Купцова-Горинова Валентина

  Работает и живёт в Ульяновске...

15 07 2020 10:27:25

Мерифильд Том

Выставка посвящена опасностям, которые несут людям противопехотные мины, сотнями тысяч разбросанные в различных регионах межэтнических конфликтов...

14 07 2020 23:38:50

Котел Нина

Выставка Нины Котел « Отделять и связывать» в московском филиале лондонской «Ravenscourt» серьезной галереи, работающей прежде всего на антикварном рынке, но в России «опустившейся» и до современного искусства, небольшая (под стать подвальчику в арбатском Гагаринском переулке), но вполне представительная...

13 07 2020 16:13:22

Озерова Наталья

Утро...

12 07 2020 22:36:37

Флемминг Петра

Иллюстрация к стихотворению М...

11 07 2020 16:49:11

Реалистичные пейзажи Грегори Тилкера (Gregory Thielker)

Когда сморишь на картины этого американского художника, кажется, что если провести по ним рукой, на пальцах останется дождевая вода. Пейзажи Грегори Тилкера...

10 07 2020 13:49:26

Смешные иллюстрации в оригинальном стиле от Дениса Зильбера

Иллюстратор из Москвы Денис Зильбер (Denis Zilber) славится своим неповторимым стилем юмора, а также исключительно положительными взглядами на жизнь. В его...

09 07 2020 22:39:48

Реалистичные граффити от уличного художника Case

Case – уличный художник из Германии. Рисует свои красивые граффити на стенах разных городов и в каждом оставляем частичку своей неповторимой индивидуальности....

08 07 2020 21:30:12

Степанов Алексей

      Этот блокнот и эти рисунки принадлежат русскому парню Алексею Степанову, уроженцу города Иванова, экономисту по специальности...

07 07 2020 8:13:15

Тинторетто

Творчество Тинторетто завершило период позднего Возрождения и отразило его трагические противоречия: закат славы Венеции, крушение веры в незыблемость гуманистических идеалов...

06 07 2020 8:37:39

Мирош Сергей

В этом тайна, критерий качества русского искусства, его карма, за это его ценят в мире...

05 07 2020 1:55:18

Стрит-арт “Mr. Rooster” от Etam Cru

Польский дуэт стрит-арт художников Bezt и Sainer, больше известный как Etam Cru, недавно завершил работу над масштабной картиной “Mr. Rooster”, в Лос- Анджелесе....

04 07 2020 15:55:55

Скерсис Виктор

Причем полемического запала Скерсиса, готового дискутировать как с московскими коллегами по концептуальному цеху, так и с мировой традицией современного искусства, хватает на несколько выставок в год...

03 07 2020 17:16:57

Кошунина Анна

          Живут в ее необъятной памяти хороводные и плясовые песни, затейливые сказки, разговоры, пословицы и загадки...

02 07 2020 3:37:46

Веневитинов Дмитрий

Известно, что на протяжении более чем полутора месяцев — с 10 сентября 1826 г...

01 07 2020 10:10:21

Нежные Анатолий и Анна

В Музыкальном детском театре имени Н...

30 06 2020 3:49:34

Синякова Мария

Мария обрадовалась приглашению, и вечером мы отправились в Политехнический...» В...

29 06 2020 11:19:54

Волков Анатолий

Родился в 1939-м в подмосковной деревне, оказавшейся в оккупации, и испытал на себе зверства фашистов — да такие, что после освобождения четырехлетнему малышу ампутировали правую руку...

28 06 2020 17:42:32

Петров Борис

Позже  появлялись  акварели и живопись крупных советских ученых, в том числе академиков А...

27 06 2020 20:35:37

Ганнушкин Алексей

Мегрели « Без всяких полномочий»...

26 06 2020 6:42:26

Нечволодова Нелли

...

25 06 2020 8:22:42

Куксо Константин

...

24 06 2020 19:21:34

Клевогин Борис

Член С Х России с 1982...

23 06 2020 5:17:23

Фетти Доменико

1623 в Венеции...

22 06 2020 14:56:31

Хиросиге Андо

Уходит электричка на Тоба, через полминуты подъезжает « Хикари», три минуты на посадку, двери бесшумно и очень плотно закрываются, через полминуты экспресс исчезает, подходит электричка на Кавасаки...

21 06 2020 14:35:47

Современные сюрреалистичные фото от Кристофера МакКинни (Christopher Ryan McKenney)

Интерес к сюрреализму в фотографии сохраняется на протяжении нескольких десятилетий. Креативные фото современного фотохудожника Кристофера Мак Кинни (Christopher...

20 06 2020 6:46:15

Шарый Леонида

Чем-то неуловимо похоже на самый старый русский детский рисунок — летящего всадника, нацарапанною в XIV веке на бересте новгородским пареньком Онфимом...

19 06 2020 15:38:31

Хань Юйчень

Ежегодно его выпускниками становятся десятки молодых китайских художников, которые в великих стенах учатся премудростям европейской и русской академической школы...

18 06 2020 22:13:41

Хоусон Питер

Пишет на религиозные, военные темы, портреты...

17 06 2020 14:12:42

Арт живопись с мировым именем

Robin F. Williams - это не просто тезка знаменитого певца, это еще и талантливая девушка, чья арт живопись принесла ей невероятный успех у публики, сделав...

16 06 2020 19:57:53

Преображенский Борис

В 1972 году он побывал в Сирии...

15 06 2020 15:54:32

Стрит-арт от дуэта “Интересные сказки”

Художники WaOne и Aec работают в направлении стрит-арт. Их работы - это не просто граффити, а целые сюжетно законченные фрески или, как их еще называют, картины...

14 06 2020 20:41:26

Орехов Юрий

П...

13 06 2020 14:47:14

Чириков Сергей

В Лицей поступил тринадцати лет...

12 06 2020 19:11:50

Современная живопись Хенрика Улдалена (Henrik Uldalen)

Национальная культура - неисчерпаемый источник вдохновения для многих творческих личностей. Художник из Норвегии Хенрик Улдален (Henrik Uldalen) тоже сумел...

11 06 2020 6:49:13

Мрачный стрит арт от Аксель Войд

Аксель Войд (Axel Void) или Alejandro Hugo Dorda Mevs является весомой частью целого поколения молодых художников стрит арт культуры и городского искусства....

10 06 2020 9:54:24

Окас Эвальд

Его произведения видели любители искусства около тридцати стран мира...

09 06 2020 6:54:29

Гиперреалистичные картины Дженнифер Кронин (Jennifer Cronin)

Дженнифер Кронин (Jennifer Cronin) в своих драматических гиперриалистичных картинах выражает переосмысление собственной жизни......

08 06 2020 19:25:17

Хренникова Наталья

А ее тянуло к рисованию...

07 06 2020 12:35:28

Сивак Анатолий

Экслибрис для Владимира Московенко — резчика по дереву...

06 06 2020 17:48:23

Провокационные работы модного фотографа Стивена Кляйна (Steven Klein)

Высокая мода не терпит банальности. Возможно, именно поэтому одним из самых ярких и известных фотографов мира моды стал Стивен Кляйн (Steven Klein)....

05 06 2020 19:24:40

Чаусов Василий

Занимается плакатом, журнальной и книжной иллюстрацией, карикатурой...

04 06 2020 11:32:45

Реалистичные граффити от уличного художника Case

Case – уличный художник из Германии. Рисует свои красивые граффити на стенах разных городов и в каждом оставляем частичку своей неповторимой индивидуальности....

03 06 2020 13:18:14

Чилийские элементали by Estoy

Чилийский рейтер Estoy рисует довольно оригинальные граффити на стенах родного города Сантьяго. Его рисунки - это древние представления о мире населённом...

02 06 2020 10:32:13

Рок и вампиры в креативных иллюстрациях Стива Морриса (Steve Morris)

Если вы на одной волне с фанатами вампирской темы в искусстве, то мимо потрясающего иллюстратора Стива Морриса (Steve Morris) вы точно не пройдете. Всевозможная...

01 06 2020 10:14:44

Крылов Порфирий

Осьмёркина, у А...

31 05 2020 13:39:28

Качественные иллюстрации польского художника Михаила Лисовски

Художник Michal Lisowski ( Михаил Лисовски) живёт и работает в Польше, в основном создаёт иллюстрации. Техника и стиль художника, а также его оригинальные и...

30 05 2020 3:53:45

Кулаков Вадим

После окончания в 1963-м Московского государственного художественного института имени В...

29 05 2020 20:56:24

Фэшн-фото от Хармута Нореберга (Hartmut Nörenberg)

Немецкий креативный фотограф Хармут Норенберг (Hartmut Nörenberg) в основном работает в направлениях fashion & beauty. Это отнюдь не привычные глянцево...

28 05 2020 23:27:49

Химмат Эзеддин

Произведения мастера наполнены ощущением свежести и непосредственности восприятия, идущими от жизненных наблюдений...

27 05 2020 9:44:30

Куманьков Евгений

Главный художник Малого Театра...

26 05 2020 8:25:42

Соколов Пётр

Один из самых известных прижизненных портретов поэта...

25 05 2020 5:48:58

Самарин Юрий

институт...

24 05 2020 23:45:54

Фешн-фото девушек от Мартина Трамбле (Martin Tramble)

Фотограф из Канады Мартин Трамбле (Martin Tramble) создал очень стильную и оригинальную серию фешн снимков, которую невозможно обойти стороной....

23 05 2020 22:32:51

Лермонтов Михаил

Учился в Московском университете...

22 05 2020 6:54:11

Новелли Пьетро

1603 в Монреале, ум...

21 05 2020 10:38:34

Орлов Андрей

« Для нас символично, что памятник открылся в государственный праздник — День народного единства, мы хотим объединить всех россиян с помощью улыбки и юмора Это задача и нашего смотра, который празднует свое 10-летие»,- сказала Алла Сурикова...

20 05 2020 20:47:20

Эмоциональные рисунки Рейнана Санчеза

Рейнан Санчез (Reynan Sanchez) ака Artizako поистине фантастический художник-иллюстратор из Филиппин....

19 05 2020 6:57:43

Уклеба Диана

Знал я и о том, что жизнь Дианы Уклеба вплетена в легенду знаменитого армянского художника Джиотто ( Г...

18 05 2020 6:59:26

Чуйкова Мария

Фрагменты из дневника»...

17 05 2020 10:26:35

Хогарт Уильям

        Портреты весьма почитались в Англии XVIII века, они висели в парадных залах родовых поместий и аристократических клубах...

16 05 2020 19:59:58

Поражающее сочетание: сюрреализм и реальность

Современный художник Аарон Нагель (Aaron Nagel) из Окленда нигде не учился рисовать. Не посещал Академию изящных искусств, не брал частные уроки, не подражал...

15 05 2020 21:55:22

Забавные арт иллюстрации by Nataly Abramovich aka Kukula

Еврейская художница Натали Абрамович (Nataly Abramovich aka Kukula) – молодая и жизнерадостная девушка, родившаяся в маленькой и не самой интересной израильской...

14 05 2020 7:38:13

Современные картины маслом от Бо Бартлетта (Bo Bartlett)

Картины американского художника Бо Бартлетта (Bo Bartlett) - отклик на самые волнующие и актуальные темы современности. Его живопись продолжает традиции...

13 05 2020 10:59:24

Кало Фрида

Нойола не собирался ни перепродавать собрание, ни экспонировать его за пределами Латинской Америки...

12 05 2020 0:10:41

Козодьян Николай

Даже голоса птиц, которым дана от века петь одну песню, для него тоже очень различны, индивидуальны...

11 05 2020 20:33:52

Кулик Олег

На этот раз против коммерциализации искусства...

10 05 2020 21:38:30

Концептуальные арт-иллюстрации от Фредрика Раттцена (Fredrik Rattzen)

Шведский художник Фредрик Раттцен (Fredrik Rattzen) начал создавать оригинальные иллюстрации, еще школьником, ему всегда нравилось оставлять скрытые сообщения в...

09 05 2020 2:13:39

Трулов Владимир

После окончил Строгановку...

08 05 2020 8:52:22

Искусство фотографии от Финлея МакКея (Finlay MacKay)

Казалось бы, чем в современном мире может фотограф удивить искушенную публику, повидавшую, кажется, уже абсолютно все? Тем не менее, британскому фотохудожнику...

07 05 2020 11:38:53

Клыков Вячеслав

Окончил М Г А Х И им...

06 05 2020 6:15:45

Другой взгляд на живопись: Коррадо Ванелли

Скромный художник Corrado Vanelli называет себя простым итальянским парнем, который безумно любит философию и искусство....

05 05 2020 20:54:46

Арт-инсталляция “Landed” by Ian Strange

Иэн Стрендж (Ian Strange) - современный австралийский художник, известный своими оригинальными инсталляциями и оригинальными скульптурами....

04 05 2020 13:13:12

Яркие иллюстрации Реймены Ашель Йи (Reimena Ashel Yee)

Ашель Йи (Reimena Ashel Yee) всего 18, но она уже может назвать себя прекрасным иллюстратором....

03 05 2020 15:48:25

Волков Сергей

Окончил Казанский архитектурно-строительный институт...

02 05 2020 8:10:12

Unregistered City

«Unregistered City» (« Незарегистрированный город») - арт-проект китайского автора Jiang Pengyi. Он создаёт миниатюрные мегаполисы в заброшенных зданиях старой...

01 05 2020 15:58:36

Нидерландский арт: лучшие иллюстрации Луис ван Барле

Удивительные, эмоциональные и яркие - иллюстрации от нидерландской художницы....

30 04 2020 17:22:27

Сидоров Валентин

Так он назвал одну из знаковых своих картин, написанную почти пятьдесят лет назад...

29 04 2020 13:27:14

Машков Илья

В Государственном Русском музее (корпус Бенуа)  прошла выставка « Бубновый валет» в русском авангарде» — первая гигантская ретроспектива объединения, собравшего лучших русских художников начала XX века...

28 04 2020 20:54:50

Перро Доминик

Французы, например, благоговеют при упоминании фамилии Перро, как мы при упоминании имен Ломоносова или Пушкина Чего стоят два брата Перро - Клод и Шарль — ровесники и соратники «короля-солнца» Людовика XIV...

27 04 2020 1:13:11

Кузнецов Иван

  Потом в Политехническом институте  у В...

26 04 2020 14:47:47

Костылёв Василий

    Василий Александрович, пряча улыбку под щетинкой седых усов, извлекал из старого дубового шкафа свои работы — фигурки лесоруба, пахаря, рыбака, пряхи, конармейца... Все они были сделаны из тонких берестяных ленточек, которые мастер называл лычками...

25 04 2020 5:35:57

Поляков Сергей

Так блистательно сказал о своем постижении мира — далекого, неведомого и загадочного — мира древних славян — величайший поэт начала XX века, реформатор Велимир Хлебников...

24 04 2020 17:52:17

Хант Уильям

В юности он некоторое время посещал Гарвардскии колледж где изучал скульптуру...

23 04 2020 10:12:47

Сизых Наталья

Андерсена...

22 04 2020 12:50:57

Франгулян Георгий

Строганова...

21 04 2020 21:57:28

Баева Татьяна

Когда-то Луначарский счел создание художественных кукол в России буржуазным пережитком...

20 04 2020 6:52:42

Басалыга Михаил

Работает в технике офорта, линогравюры...

19 04 2020 18:14:19

Цифровая живопись от американской художницы Синтии Шеппард (Cynthia Sheppard)

Отличительной чертой американской художницы Синтии Шеппард (Cynthia Sheppard) является не только то, что она создает яркие иллюстрации, но и то, что она...

18 04 2020 2:47:56

Махов Борис

Своим талантом, трудом, настойчивостью, он вырос в профессионального художника...

17 04 2020 3:14:12

Малкольм Т.Липке (Malcolm T. Liepke)

Сочные, яркие, масляные краски окутывают сладким туманом и увлекают глубоко в живопись Малкольма Т. Липке (Malcolm T. Liepke)....

16 04 2020 6:11:44

Креативные иллюстрации Михаила Рахматуллина

" Нас ждет фантастическое будущее!" - именно это хочется сказать при первом взгляде на яркие иллюстрации российского художника Михаила Рахматуллина. Мимо...

15 04 2020 8:13:23

Кеэренд Аво

После войны окончил художественный институт в Тарту...

14 04 2020 9:47:48

Панидов Виктор

Графика куйбышевского (самарского) художника Виктора Панидова уже завоевала прочные симпатии поклонников книжного искусства...

13 04 2020 15:56:13

Кристо

В субботу в Центральном парке Нью- Йорка стартовал крупнейший публичный художественный проект в истории города — « Ворота»...

12 04 2020 22:45:57

Филов Дмитрий

В них переплелись фантастика и мистика, они наполнены странными знаками Вселенной, часто персонажи ваших произведений как бы проходят между символами света и тьмы... — Родители считали, что рисование не профессия, и заставили меня окончить университет...

11 04 2020 16:48:47

Керимова Елена

Репина у Мочальского Д...

10 04 2020 21:27:48

Цифровые иллюстрации by Maciej Kuciara

Maciej Kuciara - художник из Лос- Анджелеса. Он рисует настолько реалистичные цифровые иллюстрации, что про некоторых из созданных им персонажей уместнее сказать...

09 04 2020 14:29:48

Оффенгенден Иосиф

Оффенгендена по периодике и книгам, не совсем представляли масштабы сделанного им за годы творческого труда...

08 04 2020 23:30:38

Феррари Лука

1654 в Падуе...

07 04 2020 4:40:41

Яркие иллюстрации Кари Брукса (Kari Brooks)

Современный художник из Германии Кари Брукс (Kari Brooks) рисует отличные цветные иллюстрации. Яркие краски, необычные образы, демонстрирующие чувство цвета и...

06 04 2020 13:47:41

Гранвиль Изидор

Вспоминаете? С трудом?...

05 04 2020 22:42:29

Бумажные скульптуры птиц Дианы Эррера

Да, эта птица сделана полностью из бумаги. Её, как и десятки других крылатых создала колумбийская художница Диана Белтран Эррера (Diana Beltran Herrera)....

04 04 2020 5:22:42

Суханов Иван

Н...

03 04 2020 15:45:35

Чернощёков Александр

Вскоре туда отправился Ленин, следом — Сталин...

02 04 2020 6:35:25

Томов Эвтим

Автор исколесил родную землю вдоль и поперек, внимательно и увлеченно вглядывался в ее разнообразие и красоту...

01 04 2020 23:14:20

Компанец Николай

Ятуковича, Г...

31 03 2020 15:48:40

Пологова Аделаида

Мухиной...

30 03 2020 5:27:55

Цифровые рисунки Юрия Мазуркина

Профессиональный иллюстратор Юрий Мазуркин рисует необычные цветные иллюстрации к играм. Мистические и все же невероятно реалистичные арт-рисунки открывают мир...

29 03 2020 7:28:55

Оригинальные иллюстрации Карлы Кастанеда (Karla Castaneda)

Отличительная черта творчества Карлы Кастанеда (Karla Castaneda) - интерес к женщине. В своих оригинальных рисунках Карла Кастанеда исследует проблему...

28 03 2020 1:47:48

Фантастические образы от русских экспериментаторов

Российская студия «Grafit Art» занимается созданием иллюстраций для книг и компьютерных игр....

27 03 2020 0:32:58

Cellar-FCP

Этот Гонконгский художник выбрал оригинальную тему для своего творчества: он рисует откровенные портреты женщин лёгкого поведения....

26 03 2020 22:20:39

Сумасшедшие оригинальные иллюстрации by Justin DeGarmo

Иллюстрации от Джастина Де Гармо (Justin DeGarmo) немного отдающие безумием, сначала шокируют своей стилистикой, но в скором времени становится ясно, что...

25 03 2020 9:11:32

Очиров Цырен-Намжил

Уже смертельно больной, художник как бы оглянулся и пристально вгляделся в прожитое, заполняя поверхность простой клеенки изображением известного ему до мельчайших подробностей деревенского быта, чьей неотъемлемой частицей был он сам...

24 03 2020 8:17:41

Миллес Джон

  Одиннадцатилетним подростоком в 1840 году Миллес стал студентом Королевской академии художеств...

23 03 2020 0:21:13

Манизер Матвей

Здесь обрели постоянную прописку и парашютистка Д О С А А Ф, и пограничник с собакой, и хлебороб-механизатор, и студентка с книгой... Всего бронзовых фигур — 76...

22 03 2020 16:14:23

Шухаев Василий

Преподаватели были К...

21 03 2020 15:31:18

Гиперреалистичные картины Стивена Чепмена (Steven Chapman)

Речь о Стивене Чепмене (Steven Chapman), который в своих гиперреалистичных картинах исследует современные средства массовой информации и их влияние на обычных...

20 03 2020 23:30:15

Периссен Жан

Гровюра совместной работы Жана Периссена и Жака Тортореля...

19 03 2020 3:20:28

Захарова Наталья

  Пишет пейзажи, натюрморты...

18 03 2020 22:11:15

Необыкновенная живопись Мэри Джейн Анселл (Mary Jane Ansell)

Британская художница Мэри Джейн Анселл (Mary Jane Ansell) рисует невероятно реалистичные и современные картины девушек. Ее техника - особая загадка для зрителя....

17 03 2020 5:12:45

Ким Ен Рам

Все! Творческое объединение « Мансудэ» стоит на истинно ницшеанской позиции о том, что каждый обязан стать гением...

16 03 2020 4:35:39

Кадоль Антуан

Выписывал очень тщательно людей всех слоёв общества, их одежду, поведение...

15 03 2020 18:49:23

Клячко Марк

Сурикова...

14 03 2020 5:33:53

Комов Олег

Потом в Суриковском институте у Н...

13 03 2020 2:41:43

Корень Василий

Католический мир торжественно отметил двадцатипятилетие избрания на святой престол Иоанна Павла II...

12 03 2020 13:26:58

Еще:
Современное искусство -1 :: Современное искусство -2 :: Современное искусство -3 :: Современное искусство -4 :: Современное искусство -5 :: Современное искусство -6 :: Современное искусство -7 :: Современное искусство -8 :: Современное искусство -9 ::

Все о современном искусстве. Смотрите, читайте, наслаждайтесь.